Сочинение
"Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А.С. Грибоедова
"Горе от ума"

Написанная
в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра
Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" впитала в себя все
особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать
формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного
метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому
развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного
существования трех методов: классицизма, романтизма и критического
реализма. Комедия А. С. Грибоедова была своеобразным опытом соединения
всех этих методов, отдельные их черты четко вырисовываются и на
уровне содержания и на уровне формы.
Из теории литературы известно, что эти два
понятия неразрывно связаны между собой, и нередко можно встретить
мнение о том, что содержание всегда формально, а форма содержательна.
Поэтому при рассмотрении содержания комедии А. С. Грибоедова мы
будем обращаться к теме, проблеме и идейно-эмоциональной оценке,
а в вопросах формы будем изучать предметную изобразительность, сюжет,
композицию и художественную речь.
Суть комедии — горе человека, и горе это
проистекает от его ума. Нужно сказать, что сама проблема “ума” в
грибоедовское время была весьма злободневной и “ум” понимался широко
— как вообще интеллигентность, просвещенность, культурность. С понятиями
“умный”, “умник” связывалось тогда представление о человеке не просто
умном, но “вольнодумном”, носителе новых идей. Пылкость таких “умников”
сплошь и рядом оборачивалась в глазах реакционеров и обывателей
“безумием”, “горем от ума”.
Именно ум Чацкого в этом широком и особом
понимании ставит его вне круга Фамусовых, молчалиных, скалозубов
и загорецких, вне привычных для них норм и правил общественного
поведения. Именно на этом основано в комедии развитие конфликта
героя и среды: лучшие человеческие свойства и склонности героя делают
его в представлении окружающих сперва “чудаком”, “странным человеком”,
а потом — просто сумасшедшим. “Ну что? не видишь ты, что он с ума
сошел?” — уже с полной уверенностью говорит Фамусов под занавес.
Личная драма Чацкого, его неразделенная
любовь к Софье, естественно, включается в основную тему комедии.
Софья, при всех своих душевных задатках, все же целиком принадлежит
фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом
своего ума и своей души противостоит этому миру. Она тоже оказывается
в числе “мучителей”, оскорбивших свежий ум Чацкого. Именно поэтому
личная и общественная драмы главного героя не противоречат, но взаимно
дополняют одна другую: конфликт героя с окружающей средой распространяется
на все его житейские отношения, в том числе и на любовные.
Отсюда можно сделать вывод, что проблематика
комедии А. С. Грибоедова не классицистическая, ибо мы не наблюдаем
борьбы между долгом и чувством; наоборот, конфликты существуют параллельно,
один дополняет другой.
Можно выделить еще одну неклассицистическую
черту в этом произведении. Если из закона “трех единств” единство
места и времени соблюдено, то единство действия — нет. Действительно,
все четыре действия происходят в Москве, в доме Фамусова. В течение
одних суток Чацкий открывает обман, и, появившись на рассвете, он
на рассвете уезжает. А вот линия сюжета не однолинейна. В пьесе
две завязки: одна — это холодный прием Чацкого Софьей, другая —
столкновение между Чацким и Фамусовым и фамусовским обществом; две
сюжетные линии, две кульминации и одна общая развязка. Такая форма
произведения показала новаторство А, С. Грибоедова.
Но в комедии сохраняются некоторые другие
черты классицизма. Так, главный герой Чацкий — дворянин, образованный,
начитанный, остроумный молодой человек. Здесь художник верен традиции
французских классицистов — ставить в центре героев, царей, военачальников
или вельмож. Интересен образ Лизы. В “Горе от ума” она слишком вольно
держится для служанки и похожа на героиню классической комедии,
бойкую, находчивую, вмешивающуюся в любовные интриги своих господ.
К тому же комедия написана преимущественно низким стилем и в этом
тоже новаторство А. С. Грибоедова.
Весьма интересно проявились черты романтизма
в произведении, ибо проблематика “Горя от ума” частично носит романтический
характер. В центре не только дворянин, но и человек, разочаровавшийся
в силе разума, ищущий себя в сфере иррационального, в сфере чувств,
но Чацкий несчастен в любви, он фатально одинок. Отсюда — социальный
конфликт с представителями московского барства, трагедия ума.
Характерна для романтизма и тема скитаний
по свету: Чацкий, не успев приехать в Москву, с рассветом ее покидает.
В комедии А. С. Грибоедова проявляются зачатки
нового для того времени метода — критического реализма. В частности,
соблюдаются два из трех его правил. Это социальность и эстетический
материализм.
Грибоедов верен действительности. Умея выделить
в ней самое существенное, он так изобразил своих героев, что мы
видим стоящие за ними социальные законы, определяющие их психологию
и поведение. В “Горе от ума” создана обширная галерея реалистических
художественных типов, то есть в комедии появляются типические герои
в типических обстоятельствах. Имена персонажей великой комедии стали
нарицательными. Они до сих пор служат обозначением таких явлений,
как чванство (фамусовщина), подлость и подхалимство (молчалинство),
дешевое либеральное пустословие (репетиловщина).
Но выходит, что и Чацкий, герой по сути
романтический, имеет реалистические черты. Он социален. Он не обусловлен
средой, но противостоит ей. Чацкий эмблематичен. Возникает контраст
личности и среды, человек противостоит обществу. Но в любом случае
— это жесткая связь. Человек и общество в реалистических произведениях
всегда неразрывно связаны.
Также синкретичен и язык комедии А. С. Грибоедова.
Написанная низким стилем, по законам классицизма, она впитала в
себя всю прелесть живого великого русского языка. Еще А. С. Пушкин
предсказал, что добрая часть фраз комедии станут крылатыми.
Таким образом, комедия Александра Сергеевича
Грибоедова — это сложный синтез трех литературных методов, соединение,
с одной стороны, отдельных их черт, а с другой — целостная панорама
русской жизни начала XIX века.