Сочинение.
Человек и природа в повести А. Адамовича "Последняя пастораль"
Русская литература последних лет все чаще обращается к общечеловеческим
проблемам: человек и его место в этом мире конечность человека и
конечность вселенной; в литератур все чаще появляются эсхатологические
мотивы популярными становятся мифологические образы (образ распятого
Христа) и т.д.
Современная литература как бы оглядывается назад, обращаете к опыту
прошлого; идет переоценка ценностей, и чаще всего мы обращаемся
к XVIII веку, к веку Просвещения, и находим там много общих с нами
проблем.
Центральными проблемами Просвещения являются взаимоотношения человека
и общества, частного и общего, роль культуры в жизни общества, роль
цивилизации.
В настоящее время человечество как бы зашло в тупик в своих взаимоотношениях
с окружающим миром, с природой; мы уже больше не наступаем на природу,
а отступаем, пытаясь сохранить то, что осталось.
Начиная с 2 0-30-х годов XX века наша отечественная литератур; воспевала
гигантские стройки, грандиозные проекты, которые основывались на
нашем знаменитом лозунге "Мы не можем ждать милостей от природы,
взять их у нее -- наша задача". Все это в конце концов и привело
страну к опустошению и экологической катастрофе. "Что скрывать,
это была война, еще одна гражданская война против собственных полей
и рек, ценностей и святынь, которая, перекидываясь с местности на
местность, длится до сих пор и, как в любой войне, прежде всего
гибло и гибнет в ней "ее самое лучшее", -- писал Валентин
Распутин.
Валентин Распутин в числе других писателей указал на опасность,
нависшую над природой и человечеством: "Три опасности уничтожения
человечества существуют сегодня в мире: явнная, экологическая и
опасность, связанная с разрушением культуры..."
"Защита родной земли от разорения и погибели, природы -- от
хищнического уничтожения и разграбления, людей -- от нравственного
одичания и утери исторической памяти -- проблемы эти, разрабатываемые
ранее в художественных образах, стали нынче болью и проникновенным
защищающим словом страстного трибуна...", -- так характеризует
сегодняшнюю позицию писателя критик Николай Котенко.
Человек в XX столетии вычленил себя из окружающего мира природы,
встал над ней, тем самым прорвав с ней кровную связь, забыв предостережения
и заветы мыслителей прошлого: наблюдать природу и следовать теми
путями, которые она прокладывает; слушаться природу, которая никогда
себе не противоречит. Только законы природы неизменны, всеобщи,
неотменимы, только они определяют судьбы человеческого рода. Знаменитые
философы эпохи Просвещения Жан Жак Руссо, Дени Дидро и др. считали,
что человеческие законы справедливы лишь тогда, когда они соответствуют
природным законам. Они отмечали теснейшую связь субъекта познания
-- человека -- и его объекта -- природы. Изучая себя, человек изучает
внешний мир и наоборот. Здесь, с одной стороны, новые истины добываются
на пути осознания человеком своей тождественности с природой, своей
причастности к ее работе; с другой стороны, сравнивая свои качества
и силы с "качествами" и "силами" природного
мира, человек глубже познает "натуральные законы" своей
собственной сущности, свои возможности, "слабости" и "могущество",
свои "естественные права".
"XXI век должен стать веком гуманитарным, обращенным к человеку,
человеческим ценностям. Техника уже зашла в тупик, она уже начинает
съедать самое себя. Мы сможем технически развиваться только в том
случае, если поддержим гуманитарные науки" (Д.С.Лихачев). Гуманизации,
гуманитаризация общества тесно связаны с гуманным отношением к природе,
культурным ценностям. Появилось новое направление в науке -- экология
культуры. Человек издавна понимал природу не только как среду обитания,
но и как источник прекрасного. "Целительная сила природы хорошо
известна" (Д. С. Лихачев).
Однако события последних лет показывают, насколько близка к исчезновению,
разрушению, уничтожению наша биологическая и культурная среда! Вот
почему в литературе и публицистике последних лет все чаще звучат
эсхатологические мотивы, появляются романы-предупреждения, вообще
произведения, которые Алесь Адамович в силу особенности их тематики
предлагает назвать "сверхлитературой", считая, что на
исходе века писатели "... должны создавать что-то, адекватно
противостоящее сверхсмертям, сверхубийствам, заложенным в сверхоружии
... А какая получится литература из этого, не знаю. Я назвал бы
это даже не публицистическим заострением -- я назвал бы это поиском
новой художественности, новой эстетической системы".
Примером такого произведения и является повесть самого А. Адамовича
"Последняя пастораль". Названием повести писатель обращает
нас в прошлое, к литературе Возрождения, Просвещения, к жанру изящного
пасторального романа о любви, но эпитет "последняя" возвращает
читателя к тревожному и даже трагическому настоящему. На этом контрасте
построено все произведение. Прекрасные картины, картины любви, но
это последнее, что осталось на Земле; страшные картины гибели мира,
и опять трогательно-щемящий эпилог: прощание с этим миром и надежда
на то, что любовь вечна.
Герои повести абстрагированы, нарочито обобщены, лишены индивидуальности,
даже имен: Он, Она, Третий.
В Ней -- Всеженщине -- обобщено, сконцентрировано женское начало,
ее прекрасный женский облик навеян герою боттичеллиевской Венерой,
женская изменчивость подчеркивается неуловимой, не поддающейся определению
национальной принадлежностью и удивительной способностью произносить
слова любви на разных языках. Просыпаясь, она может быть парижанкой,
англичанкой, африканкой -- Всеженщиной.
"Когда она так одета, а медовые волосы пчелами вьются-летают
вокруг прекрасного лба и длинно падают по шелковистому голубому
морю, а в лице такая оживленная и счастливая скромность совершенства
(боттичеллиевская!), никакая война, никакая смерть не кажутся случившимися
окончательно. Вместе с Красотой, собою занятой, по-детски уверенной
в своем бессмертии, ты тоже скользишь, сползаешь в мир, как бы все
существующий".
По мысли автора, задача Женщины -- возродить род людской (новая
Ева), но в конце повести Она из символа Любви и Красоты превращается
в символ Смерти, разрушаясь, распадаясь на глазах у героя. Красота
и Любовь не могут спасти мир, они гибнут сами.
В повести смоделирована еще одна ситуация из русского классического
романа -- испытание героя любовью. Женщина выносит свой приговор
сильной половине рода человеческого: мужчины -- все каины, предавшие
Красоту, Любовь, жизнь детей и собственную жизнь, не желающие прислушаться
к голосу разума, к голосу природы, инстинкту самосохранения рода
-- и вот: Она "... повела рукою в сторону, где кончается наш
остров, наш непонятно как существующий мир. Там, в кипящей от молний
и штормов, заледеневшей саже погребено все -- и правота одних и
неправота других, все истины, все идеи, все слова. И вот эти тоже,
хотя из книги, называвшейся Вечной: мене, текел, перес. Ты взвешен
на весах и найден очень легким. Исчислил Бог царство твое и положил
конец ему..."
Повествование, построенное на контрасте, держит читателя в постоянном
напряжении. Пасторальные идиллические любовные сцены сменяются политическими
спорами представителей двух враждующих сторон в последней на Земле
войне, к спорам, которые здесь, на этом клочке чудом уцелевшего
мира, разрешаются не вспышкой нена-иисти, а примирением и смехом.
("Вот бы раньше так рассмеяться!") И примиряет героев
повести то, что они в эти последние мгновенья своего существования
поняли самое главное, осознали свое родство и свое одиночество во
Вселенной, они как люди, которые "... встретились в далеком
Космосе, состыковали свои аппараты" и говорят о своей родной,
прекрасной и далекой Земле. "Про то, как много на ней всего
и как все отрегулировано на тысячи и тысячи лет счастливой жизни,
на миллионы лет для сотен тысяч поколений: воздух и вакуум, вода
и огонь, свет и тьма... Но главное -- сколько всего лишнего, вроде
бы необязательного, но без того и самое необходимое будет пресным,
сколько на Земле всего, что не загрузишь, не возьмешь, неприхватишь,
в самую вместительную ракету или подлодку, не запасешь впрок и что
потом в снах видишь -- самое "ненужное", "необязательное"
как раз и видишь. Роса до колен; холод в мокром еловом лесу; ...
дышащий постоянным холодом ледник; сладко прилипающий в ноздрях,
в глотке степной мороз ... И люди, люди, тысячи случайных надоевших,
мешающих, не знающих куда от них убежать, уединиться, -- но это
лишь когда они есть, окружают, теснят и когда знаешь, уединившись,
что они где-то там. В этом все дело -- знать, что они есть".
"Последняя пастораль" А. Адамовича не оставляет у читателя
чувства обреченности. Наоборот, она побуждает к действию, необходимости
найти выход, остановить это разрушение, уничтожение всего: культуры,
нравственности, красоты, самой Земли, наконец.
Современная русская литература, развивая и продолжая традиции мировой
литературы, вновь обращается к человеческому Разуму, к утверждению
человеческого духа вопреки бесчеловечности мира; обращается "...
к Первоисточнику, не вопреки Природе, а в согласии с ней".
И ценность современной литературы не только в отрицании, разоблачении,
а в размышлении, осмыслении происходящего.