Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение. «Сон Обломова» как художественно-философский и идейно-композиционный центр романа И.А. Гончарова «Обломов»


Первым опубликованным фрагментом романа Гончарова «Обломов» стал «Сон Обломова», описанный в девятой главе. Этот эпизод автор считал «увертюрой» ко всему произведению. Однако эта глава имеет большое значение и в плане раскрытия характера героя, и в плане художественного единства романа. А.В. Дружинин замечает, что роман Гончарова «распадается на два неровные отдела». Под первой частью «Обломова» стоит 1849 год, под остальными - 1857 и 1858. «Между Обломовым, который безжалостно мучит своего 'Захара, и Обломовым, влюбленным в Ольгу, может, лежит целая пропасть... Насколько Илья Ильич, валяющийся на диване между Алексеевым и Тарантьевым, кажется нам заплесневевшим и почти гадким, настолько тот же Илья Ильич, сам разрушающий любовь избранной им женщины и плачущий над обломками своего счастья, глубок, трогателен и симпатичен в своем грустном комизме» , - замечает критик'-. «Сон Обломова» и явился той связующей нитью, которая скрепила роман в одно целое, придала ему законченность и художественное единство.
Другой исследователь, Х. Золтан, считал, что «Сон Обломова» создает композиционную симметричность романа: «Структурное построение романа симметрично. Между двумя идеализированными центрами - идиллией в Обломовке и на Выборгской стороне - временное местожительства Обломова на Гороховой улице: промежуточное состояние бесприютности. Три места - это места трех душевных и бытовых состояний: рай - потерянный рай - возвращенный рай»
Создавая целостный образ Обломовки, автор исследует натуру своего героя, раскрывает истоки его характера. Повествование воспроизводит здесь мотивы патриархальной идиллии, звучащие уже в описании природы. Спокойствием и умиротворенностью пронизаны эти картины. В Обломовке нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там как родительская надежная кровля», солнце «ярко и жарко светит около полугода...», «река бежит весело, шаля и играя», «правильно и невозмутимо там совершается годовой круг», так же неторопливо и размеренно течет жизнь.
В этом описании у Гончарова звучит скрытая полемика с романтизмом. Исследователи отмечали, что «Сон Обломова» представляет собой этюд в духе «натуральной школы». Одновременно картины эти исполнены глубокого смысла описание патриархального быта насыщено разнообразной символикой. Не разум, а традиции главенствуют в обломовском мире. Время в Обломовке циклично, люди живут обрядовой стороной православного календаря. В описании помещичьего и крестьянского быта вновь звучат мотивы патриархальной идиллии: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...» Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда остались в памяти Обломова бесконечные зимние вечера, сказки няни, былины и притчи. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы, сформировалась важная черта героя - поэтическая мечтательность.
Тема Обломовки задает и фольклорный мотив в раз витии образа в романе. Ю. Лощиц замечает, что основной фольклорный прообраз героя - мудрый сказочный дурак Емеля. «Там есть добрая волшебница... которая изберет себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного, - другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, - да и осыпает его ни с того ни с сего разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице Милитрисе Кирбитьевне». И в этой фразе заключен весь жизненный сценарий Обломова, сказка воплощается в его жизни на Выборгской стороне.
Обломовка напоминает нам замкнутый сказочный мир, противопоставленный большому миру и самой идее прогресса. Образ этого мира создается Гончаровым с помощью множества деталей: «это и троекратное потчевание, 3аставляющее вспомнить басню Крылова «Демьянова уха», их рассуждения о там, как придут последние времена», напоминающие нам о страннице Феклуше из пьесы Островского «Гроза», «и ужас перед всем, что приходит извне этого мирка (боязнь распечатать письмо)». Квинтэссенция этого мира - послеобеденный сон.
Взгляд автора на этот уходящий мир и ироничен, и вместе с тем в нем звучат теплые, ностальгические нотки. И герой, и автор неразрывно связаны с ним. Поэтичность, мечтательность, душевную чистоту, интуитивное неприятие зла, пошлости, жажду внутренней свободы - все эти качества Обломов вынес из своего детства. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, светские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет обломов. Он ищет совершенства, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич чист и благороден, душа его «чиста и ясна, как стекло».
Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отрицательные стороны характера Обломова. Маленький Илюша рос активным и любознательным ребенком, однако все порывы его к самостоятельности тут же пресекались усилиями родителей и многочисленной челяди: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?» Родители не утруждали его какими-либо занятиями: учеба в пансионе Штольца шла с перерывами, мальчик не проявлял к ней большого рвения. Так; постепенно в Обломове развивались лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни. В результате до конца жизни герой остается недорослем. Сохраняя душевную невинность и созерцательность, он бездеятелен, не способен ни на зло, ни на действенное добро. Однако это единственно возможный для него способ существования, образ этот в определенном смысле гармоничен. Обломов нигде не изменяет себе, сохраняя цельность собственной личности. И гибель этого героя в финале символична, это «гибель старого мира», «обломовщины». Таким образом, девятая глава не только способствовала особой художественный достоверности, реалистичности образа Обломова, но и придала роману поэтичность, светлый лиризм. «Глубокий по чувству, его внушившему, светлый по смыслу, в нем заключенному, он в одно время поясняет и просветляет собою то типическое лицо, в котором сосредоточивается интерес всего произведения, обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас...» - пишет А.В. Дружинин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта