Сочинение.
Тема войны в повести Ю. Бондарева "Батальоны просят огня"
“Батальоны просят огня” — второе по счету произведение Ю. Бондарева
о войне, но первая его повесть, в которой настолько ярко проявился
талант писателя, соединяющего в своих работах анализ человеческой
души и осмысление философских проблем. Это так же самое первое и
самое смелое произведение тех лет, в котором не было патриотических
криков: “Ура, мы победили! Да здравствует наша великая социалистическая
Родина!” — а была только голая правда о войне. Впервые здесь был
поставлен вопрос о средствах, которыми эта победа была достигнута.
Главная проблема повести — противоречие между судьбой конкретных
людей на войне и судьбой стратегической операции. Можно ли жертвовать
жизнями отдельных людей ради общей цели? Можно ли оправдывать такую
жертву? Эти проблемы Бондарев пытается решить на уровне конфликта
Ермаков — Иверзев. Ермаков — один из командиров батальона, отправленного
на смерть. Много часов солдаты этого батальона вынуждены выдерживать
натиск намного превосходящих сил врага, ожидая поддержки артиллерии.
Но командование изменило планы, и батальон не получает помощи. Ермаков
находится среди солдат, так же как они, участвует в бою. Перед глазами
у него не просто батальон, а конкретные люди, конкретные судьбы
и чувства. И он переживает их гибель как потерю родных людей. Последними
усилиями Ермаков пытается вывести оставшихся солдат из окружения,
но почти все гибнут во время этого прорыва. “Я последний из батальона
и остался один... Так разве это не смерть? И зачем я еще живу, когда
все погибли?” — думает он. Борис Ермаков винит себя в смерти батальона,
и даже после возвращения у него не перестает болеть сердце. Все
же он видит в гибели людей и ошибку начальства.
Совсем по-другому чувствует себя полковник Иверзев. Не задумываясь
он отправляет на смерть людей. Для него важна участь операции в
целом, и он не видит ничего особенно в жертве двумя батальонами.
Но разговор с Ермаковым заставляет его усомниться в своей правоте,
задать себе вопрос, имел ли он право послать людей на смерть. И
ни логика рассуждений, ни ссылка на законы военного времени не могут
удовлетворить его совести. Нельзя успокоить проснувшееся чувство
вины, Иверзев бросается в атаку при взятии Днепрова. Но и это не
приносит ему желаемого успокоения, о чем свидетельствует его срывающийся
шепот: “Если бы я мог... Если бы я мог...”
К этому же конфликту можно отнести и полковника Гуляева. Прекрасно
понимая положение Иверзева, так как оба они полковники, он целиком
на стороне своего друга, Ермакова. В дивизиях, батальонах он видит
отдельных солдат, их жизни и трагедии. Но в своем неодобрении Иверзева
он не доходит до открытого конфликта, как Ермаков, а сдерживает
себя, понимая, что не в праве судить ни того, ни другого.
В этой повести автор не дает ответов на поставленные вопросы. Главное
противоречие войны — противоречие между общей целью к людьми как
средством выполнения этой цели — так и остается нерешенным.
В погибшем батальоне помимо Ермакова находилось еще два командира.
Это Орлов и Бульбанюк, являющие собой полную противоположность друг
другу. Бульбанюк, излишне осмотрительный и расчетливый, все делал
наверняка. В этой его основательности было что-то “сугубо крестьянское,
добротное, будто в поле к севу готовился, а не к бою”. Орлов, несдержанный
и вспыльчивый, “был известен в полку тем, что ежеминутно, пополам
с матерщиной, разносил правых и неправых”. Каждый из них делал то,
что казалось немыслимо другому. Орлов среди залегших рот водил в
атаку батальон, чего вовсе не делал Бульбанюк. Два командира — две
крайности. Но есть третий — Ермаков, представляющий собой как бы
золотую середину. Несмотря на эту разность, они погибли с батальоном,
до конца выполняя свой долг и не оставив своего поста.
В повести Бондарева “Батальоны просят огня” есть герой — интеллигент,
филолог по образованию, Кондратьев. В чем-то он схож с фадеевским
Мечиком. Может быть, в стеснительности, застенчивости и мягкости.
Но, несмотря на внешнюю мягкость, он силен духом. На фронте он “стал
многое забывать, что когда-то очень любил, и теперь уже, казалось,
жил одной войной”. В повести именно ему принадлежит больше всего
внутренних монологов, в том числе и мысль о всеобщем единении людей
на войне. “И я ... Я сам не знаю, буду ли жить, буду ли, но люблю
все, что осталось, люблю... Ведь человек рождается для любви, а
не для ненависти. ... Разве они не заслуживают любви?” — думает
Кондратьев об окружающих его людях.
Кондратьев — герой думающий. В повести ему противопоставлен адъютант
Жорка Витьковский. Жорка живет “нехитро и бездумно, как птица”,
и меньше всего думает о себе. Он не проникает в суть событий, всегда
спокоен и весел, и так же не задумываясь убивает людей, расстреливает
взятого в плен русского солдата, перешедшего на сторону немцев.
Женский образ в повести — санитарка Шура. На войне она проходит
свое испытание доброты, любви, верности, и, может быть, для нее
оно заканчивается лучше, чем для многих других героев.
Война проверяет людей, смотрит им в душу, выворачивает их наизнанку.
Но никто из героев Бондарева не оказывается предателем.