Сочинение.
Тема Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя
К
теме Петербурга обращались многие поэты и писатели. В русской литературе
этот город с момента своего возникновения воспринимался не только
как новая столица, но и как символ новой России, символ ее будущего.
Однако отношение к Петербургу в русском сознании всегда было двойственным.
Одни видели в нем гордый “град Петров”, другие — проклятый город,
случайно возникший над водной бездной наперекор стихии и разуму.
А. С. Пушкин одним из первых показал противоречивый облик Петербурга,
“города пышного, города бедного”. В поэме “Медный всадник” северная
столица, ставшая памятником дерзновенным замыслам великого императора,
отнимает последнюю надежду у Евгения. За парадной пышностью Петербурга
скрывается холодный, жестокий мир человеческого бесправия. Город
равнодушен к судьбе “маленького человека”.
Эта мысль получила блестящее развитие в
творчестве Н. В. Гоголя. Автор “Носа”, “Записок сумасшедшего”, “Невского
проспекта”, “Шинели” создал художественный образ столицы, в котором
выражена социальная и нравственная суть города. Гоголевский Петербург
— город нищих чиновников, мастеровых, бедного люда — противостоит
парадному блеску Невского проспекта. Красота главной улицы призрачна
и обманчива. Она не может скрыть нищеты и трагизма жизни большей
части города, ужасной изнанки столицы. “О, не верьте этому Невскому
проспекту!.. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!” — восклицает
Н. Гоголь. За внешней нарядностью всегда чисто подметенных тротуаров
Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и потоки
щегольски разодетых прохожих, прячутся разбитые мечты, утраченные
иллюзии, искалеченные человеческие судьбы. Кончает жизнь самоубийством
художник Пискарев, не выдержавший столкновения с реальным Петербургом.
В городе, где ценятся только богатства и чины, где торжествует самодовольная
пошлость, гибнет талант еще одного художника — Чарткова, растратившего
впустую свой великий дар, променявшего вдохновение на кошелек, туго
набитый монетами.
Но враждебнее всего относится Петербург
к “маленькому человеку”. В “Записках сумасшедшего” Н. Гоголь словами
одного из обездоленных героев, чиновника Поприщина, раскрывает противоречивость
и несправедливость общественного устройства: “Все, что есть лучшего
на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам”. Атмосфера
безразличия и жестокости сводит Поприщина с ума. Но его сознание
настолько искажено ложными ценностями Петербурга, что в своих болезненных
мечтах он видит себя таким же, как те, по чьей вине приходится страдать
бедным чиновникам. Поприщин сам хочет распоряжаться человеческими
жизнями, стремится попасть в ранг тех, кому “все позволено”. Его
воспаленный ум рождает образ Фердинанда VIII, с которым герой отождествляет
себя.
Не менее драматична судьба другого петербургского
жителя — Акакия Акакиевича Башмачкина, “вечного титулярного советника”,
в котором бессмысленная канцелярская служба убила всякую живую мысль.
Единственная цель его жизни — новая шинель. Он думает о ней, как
иной человек — о любви, о семье. Ради нее герой идет на лишения
и полуголодное существование. Не было человека счастливее Акакия
Акакиевича, когда портной принес ему шинель. Но радость оказалась
недолгой: ночью его ограбили. Никто из окружающих не принимает участия
в несчастливом чиновнике. Напрасно ищет помощи Башмачкин и у “значительного
лица”. Одинокий, отвергнутый всеми, доведенный до отчаяния, он умирает
от простуды. Причина его болезни не холод петербургской зимы, а,
скорее, людское равнодушие. Преступное бессердечие проявляет Петербург
и к капитану Копейкину. Общество оказалось черствым и бездушным
по отношению к герою Отечественной войны 1812 года, инвалиду, лишившемуся
всех средств к существованию.
Петербург Н. В. Гоголя — это город, в котором
фантастическое и реальное находятся в неразрывном единстве. Здесь
возможны самые необыкновенные происшествия. Исчезнувший нос майора
Ковалева живет собственной жизнью и к тому же имеет более высокий
чин, чем его хозяин. Все сдвинуто в мире. Всюду царит хаос, рушатся
привычные представления о добре и зле, главным достоинством становится
не честь, а чин. Город способен унизить человека до того уровня,
когда он уже перестает замечать степень своего падения. Пирогов
остается самодовольным, не смущаясь поркой, устроенной ему за волокитство.
В. Белинский писал: “Пискарев и Пирогов — какой контраст!.. О, какой
смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!
Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой — доволен и счастлив,
даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!” Таков Петербург,
город “крестов и звезд”: лучшие погибают, пошлые и ограниченные
процветают.
Очень точно подмечает А. Герцен одну важную
особенность северной столицы: “В судьбе Петербурга есть что-то трагическое,
мрачное, величественное”. Эта мысль приходит на ум при знакомстве
с произведениями Н. В. Гоголя.