Сочинение.
"Тирания - есть привычка, обращающаяся в потребность..."
(Ф.М. Достоевский). (По пьесе А.Н. Островского "Гроза")
"Самодур - это называется,
коли
вот человек никого не слушает,
ты ему хоть кол на голове чеши,
а он все свое. Топнет ногой,
скажет: кто я? Тут уж все домашние
ему в ноги должны,
так и лежать, а то беда..."
Молодая девушка, потупив взор, стоит посредине комнаты и вытаскивает
из сумки рекомендательные письма. Ее в упор рассматривает купеческая
семья. Впереди важно стоит с тупым лицом хозяин дома и нагло рассматривает
«товар». Он вышел навстречу приезжей в халате, не потрудившись переодеться.
Столпившиеся за его спиной домочадцы, каждый по-своему рассматривают
приезжую. С любопытством, боясь хозяйского гнева, заглядывают в
полуоткрытую дверь слуги. На стене висит портрет предка, такого
же властного и глупого, как и теперешний хозяин. Одиноко стоит в
центре комнаты перед этой семьей молодая девушка. Тяжело будет приезжей
здесь, где признается лишь одна сила — сила денег.
Это картина
В.Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Она невольно
оживляет в нашей памяти галерею купеческих типов, тиранов-самодуров
из пьес современника В.Г. Перова А.Н. Островского.
Что же
такое тирания; почему Ф.М. Достоевский называл тиранию привычкой?
Тиран — жестокий правитель, деспот. В Древней Греции тираном называли
человека, захватившего власть. В русском языке это слово появилось
лишь в XV веке. Сейчас тираном называют не только правителя, отличающегося
своей жестокостью, но и угнетателя, и мучителя.
Но ведь
персонажи Островского — не злодеи и не преступники, а обыкновенные
люди со смещенным представлением о человеческом достоинстве, о нормах
поведения. И все же, они тираны, тираны потому, что утратили живые
человеческие чувства, их отношения безнравственны и основаны лишь
на денежной зависимости. Тираны-самодуры угнетают своих близких,
издеваются над слугами и, что самое страшное, не понимают этого,
считая совершенные действия нормой жизни. Так тирания постепенно
превращается в привычку. Яркий образ тирана-мучителя представлен
в пьесе А.Н. Островского «Гроза» в образе свекрови главной героини
— Кабановой М.И.
С самого
начала она старалась унизить Катерину при людях, особенно при чужих,
чтобы не зазнавалась, не показывала свою гордыню. Кабанова старалась
всеми силами удержать старые порядки в доме. Свой гнев она обрушивала
на невестку, которая жила не по законам Марфы Игнатьевны. Кабанова
не могла оставить то, на чем сама была воспитана и прожила целый
век. С этой стороны Марфу Игнатьевну трудно назвать тираном. Ведь
она отстаивает то, что вошло в привычку на долгие годы. Но…: «Я
люблю, чтобы все мне в доме подчинялись, все боялись». Не это ли
слова тирана?
Или, например,
Кабанову возмутило то, что, прощаясь с мужем, Катерина, не поклонилась
Тихону в ноги, а бросилась ему на шею. «Поэтому-то она, беспутная,
и бросилась на шею Борису, бесстыдница. За это ее бог-то и покарал.
Поэтому я ее донимала бранью, вечными попреками за непочтительность,
непослушание. Чтобы она привыкла к беспрекословному повиновению
передо мной, хозяйкой дома. Я и сына не пустила ее вытаскивать:
из-за нее да себя губить, стоит ли она этого! Мало она нам страху-то
наделала, что еще затеяла! Прокляну, коли пойдешь… Вытащат: взглянешь».
Итак, в этом отрывке Кабанова выступает в роли настоящего тирана.
Она не только оскорбляет уже погибшую невестку, но и запрещает сыну
попрощаться с ней: «Прокляну, коли пойдешь…». Не это ли слова настоящего
мучителя? Запретить мужу проститься с погибшей женой — настоящий
деспотизм.
Интересна
и фамилия героини: Кабанова. Кабан — животное, известное своей агрессивностью
и напористостью. Фамилия как нельзя лучше отражает характер Марфы
Игнатьевны. Не уступает ей и имя: Марфа — госпожа. Имя отца Марфы,
Игнат, переводится как — рожденный огнем, неведомый. Действительно
кажется иногда, что Кабанова сама не ведает, что творит: угнетает
невестку, издевается над сыном, нагоняет страху на окружающих, куражится
над близкими.
Она, на
мой взгляд, упивается своей властью и полным подчинением окружающих
ее людей. Но в то же время у Кабановой есть своя правда. Ее так
воспитывали. Поэтому она не в состоянии понять ни любовь, ни преданность,
ни беспричинное веселье. Все это противоречит ее натуре.
В царстве
Кабановой гибнет все живое. Тирания — это привычка, выработанная
годами и взращенная на плодотворной почве. Живое не выдерживает
тесного соседства с ней и гибнет, а тирания живет и процветает.
И вот,
спустя 200 лет, новые тираны-самодуры окружают нас. Они не прислушиваются
ни к чьему мнению, наслаждаясь своей властью над другими.
Кабанова,
Самсон Силыч Большов, Тит Титыч Брусков — всех их можно встретить
и в сегодняшней жизни. Главная сласть для них — нагнать страху и
вдоволь поиздеваться над людьми, в силу обстоятельств жизни зависимыми
и подчиненными. Но не сами ли мы подготавливаем благотворную почву
для тиранов? Не сами ли превращаем тиранию в привычку?