Сочинение
9 класс. «В
комедии «Горе от ума» Кто умное действующее лицо? ответ : Грибоедов»
. (А. С. Пушкин)
А. С. Пушкин, как известно, высоко ценил
пьесу Грибоедова «Горе от ума», но, тем не менее, его оценка главного
героя сильно расходится с авторской. Пушкин не считал, что Чацкий
испытывает «горе от ума», поскольку вообще отрицает присутствие
этого пресловутого «ума» у главного героя.
Очень интересно попытаться понять, почему же Пушкин придерживался
такой нестандартной точки зрения. Прежде всего, стоит вспомнить
слова Пушкина о том, что Чацкий не сам блещет дерзким остроумием,
высказывает смелые идеи; дает резкие оценки окружающим. Нет, он
всего лишь «насыщен» идеями Грибоедова. Умны эти идеи сами по себе,
а, не герой, их высказывающий. Тут с Пушкиным можно поспорить. Ведь
нередко автор вкладывает в уста своих героев то, что сам хотел бы
сказать. Вспомним тех же Толстого или Тургенева. Это ведь не значит,
что мы не будем оценивать главного героя самого по себе и не будем
воспринимать его как живой персонаж. Если вспомнить того же Евгения
Онегина, то понятно, что, сколько бы сходства или различии мы не
находили между автором и героем, мы никогда не будем их отождествлять.
И все же, возвращаясь к «Горю от ума» следует подумать, почему же
Пушкин, вопреки автору пьесы, отказывает главному герою в уме: Ведь
в таком случае вся комедия теряет смысл, а тем более становится
полностью бессмысленным ее название. Можно проследить поведение
Чацкого от начала и до конца. Это поможет яснее представить характер
главного героя. Вспомним первую прочитанную нами характеристику
Чацкого, данную Лизой:
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!
В многословном ответе Софьи на сие откровение также
есть вполне лестное упоминание о нем:
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив.
В дальнейшем и Фамусов вторит им:
... Но захоти - так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...
Все отдают должное уму Чацкого. Но многого ли стоят
оценки людей недалеких? Действительно ли он ведет себя по-умному?
Вовсе нет. Он постоянно отвечает на все обращения к нему не только
колкими, но порой и очень злыми репликами, пренебрегая требованиями
благоразумия. Почему он так вспыльчив? Может быть, от того, что
влюблен, а влюбленные, как известно, не всегда могут контролировать
свои эмоции, а иногда и просто становятся глупцами.
Чацкий, такой наблюдательный, тем не менее, не хочет замечать, что
Софья к нему равнодушна, а ведь нет ничего легче, чем понять ее
явную сердечную склонность к Молчалину. Поведение Чацкого как нельзя
лучше проанализировал Гончаров в свой знаменитой статье «Мильон
терзаний». Он говорил о том, что Чацкий повел себя неумно в том,
что касалось любви и сватовства, а ведь это, наряду с социальной,
одна из основных тем комедии. Во-первых, Чацкий, приезжая к Софье,
полностью уверен, что она питает к нему прежние чувства. Эта уверенность
ни на чем не основана. Вся рассудительность Чацкого в том, что касается
Софьи, развеивается, как дым. Он, такой остроумный и дерзкий, становится
просто-напросто злым.
И уже в самом начале, вместо того, чтобы держаться сдержанно и с
достоинством, как сделал бы любой благоразумный человек, Чацкий
начинает раздражаться. На что Софья, не ожидавшая этого, спрашивает,
случалось ли ему хоть по ошибке «добро о ком-нибудь сказать». Может
быть, уже здесь герой ведет себя ошибочно и тем самым ставит себя
в неоднозначное положение.
И дальше, под влиянием чувств к Софье совершает множество ошибок
и промашек. Его монологи становятся все отчаяннее и горше. Наконец
- последний монолог, где Чацкий сетует на то, что его прославили
безумцем. А ведь если бы он не преследовал Софью без всякого основания
на то, не укорял в связи с другим, не имея права на это, она бы
не стала называть его сумасшедшим. Выходит, что лишь его собственное
неблагоразумие сыграло роковую роль. Конечно, он не безумен, да
и глупцом назвать его язык не поворачивается. Но нельзя не обратить
внимания на череду его глупых и отчаянных выходок.
Самым умным действующим лицом комедии Пушкин назвал самого автора.
И на это трудно что-либо возразить. Грибоедов не просто умен, он
гениален. Это удивительно, что в «Горе от ума» так гармонично переплетаются
политическая сатира, любовная интрига, великолепно выстроенный сюжет,
отточенный язык.. А не удивительно ли то, что столько фраз из комедии
вошло в поговорки, стало крылатыми?
Можно говорить о том, что Чацкий перерос тот образ, который был
первоначально задуман Грибоедовым. Он стал самостоятельным героем,
как часто и бывает в талантливых произведениях. И все же не хотелось
бы безоглядно соглашаться с Пушкиным и его однозначным утверждением.
Чацкий, пусть он сумасброд, герой интеллектуальный, этого у него
не отнимешь. Неверные шаги или поступки еще не есть показатель глупости.
Чацкого остается лишь жалеть. Он стал жертвой, но ума ли? Каждый
вправе решать для себя этот вопрос сам и трактовать пьесу в зависимости
со своими взглядами. Мне кажется, что Чацкий - жертва общества и
только общества, наряду с Онегиным, Печориным и многими другими
персонажами русской литературы.