Сочинение
9 класс. «Дневник повседневных дум... » (По лирике Ф. И. Тютчева)
Душа моя Элизиум теней, Теней безмолвных,
светлых и прекрасных... Так писал Тютчев о себе. Он действительно
обладал неизмеримо глубокой душой, «жилицей двух миров», которая
все время искала что-то, жаждала познать мир. Поэтому диапазон тютчевской
лирики так широк. Он размышлял обо всем: о человеке, об обществе,
о чувствах, о природе, о весне, о жизни, о смерти, о мироздании,
о вечном. Каждая из тем важна и значительна. Поэт обо всем думает
с одинаковым интересом. В особенности характерно для Тютчева то,
что всякое явление он воспринимает двояко. В его лирике мирно соседствуют
вселенская гармония и вселенский хаос, любовь и смерть, величие
и ничтожество, вечность и мгновение, борьба и смирение. Двойственность
эта воспринимается читателем как нечто само собой разумеющееся и
не вызывает удивления.
О чем же думал Тютчев, и как эти мысли отражались в стихах? В первую
очередь нужно сказать о там, что вся его лирика посвящена в той
или иной мере поискам смысла бытия. Именно бытия, а не жизни, поскольку
«жизнь» - это слишком узкое понятие, а Тютчев охватывал мысленным
взором огромные масштабы, всю Вселенную. Сложно сформулировать,
в чем же действительно видел поэт истинный смысл бытия. Мне кажется,
что этот смысл для него заключен и в любви, и в слиянии с природой,
и в борьбе.
Тютчев во многих стихотворениях представляет человека как Крохотную
молекулу в стройной системе мироздания:
И человек, как сирота
бездомный,
Стоит теперь, и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастию темной.
Однако, если мы
сделаем поспешный вывод, будто поэт воспринимает человека лишь как
ничего не значащее насекомое, мы ошибемся. Никогда не следует забывать
о двойном мировосприятии Тютчева. В одном стихотворении человек
для него сирота, зато в другом - повелитель мира:
По высям творенья,
как Бог, я шагал
и мир подо много недвижный сиял.
Человек здесь вознесен
на недосягаемую высоту, он царь природы, его роль во Вселенной неоценима.
Также очень интересны размышления Тютчева о сне и бессоннице. Мысли
эти занимают немалое место в его творчестве и помогают лучше понять,
а скорее даже почувствовать мироощущение автора. Для него жизнь
человеческая - не что иное, как существование на грани яви и сна.
Вспомним, сколько стихотворений посвятил он снам: «Сны», «Близнецы»,
«Сон на море». Сон для Тютчева может быть «волшебным», «младенчески-прекрасным»,
а может быть близнецом смерти. Но в любом случае - он часть человеческого
существования, не менее реальная, чем явь. Поэтому такой мучительной
бывает бессонница, об этом Тютчев пишет в двух стихотворениях «Бессонница»,
разделенных почти половиной столетия. Самое интересное, что, сравнивая
оба стихотворения, мы понимаем, что мировосприятие поэта осталось
неизменным. И в том, и в другом стихотворении - тоска, пустота,
одиночество. Вывод напрашивается сам собой: одни и те же силы движут
мыслями и юноши, и старика. Пусть меняются чувства, приходит жизненный
опыт, накапливаются разочарования, но ощущения остаются те же.
Наряду с человеческим существованием Тютчева занимала и жизнь природы.
Для него природа всегда была живым существом; для поэта не существовало
более полного наслаждения, чем жить с природой одной жизнью, быть
частью ее, наслаждаться ею. Для него она «не слепок, не бездушный
лик». Он свято верит в одушевленность природы. Более того, для него
каждое человеческое чувство, переживание, мысль имеют в природе
свой отзвук. Поэтому жизнь души и жизнь природы неразделимы. Всегда
неизменной остается истина:
Дума за думой, волна
за волной -
Два проявленья стихии одной...
Природа зачастую
принимает у Тютчева человеческий облик. Например, у него есть такие
строки о весне:
Бессмертьем взор
ее сияет
И ни морщины на челе.
Невольно перед
мысленным взором возникает цветущая молодая женщина безупречной
красоты. Ее бессмертность не мешает ей быть человеком.
Есть еще одна деталь, которая делает все явления природы живыми
- это их человеческие «действия». Розы «вздыхают», «лазурь небесная
смеется», осенняя природа освещена «кроткой улыбкой увяданья», солнце
глядит «исподлобья», «вечер пламенный и бурный обрывает свой венок».
Любой человек может увидеть, почувствовать, разгадать в природе
ее живые чувства. Никогда не нужно забывать:
В ней есть душа,
в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней сеть язык...
И, наконец, немалое
значение в творчестве Тютчева играет любовная лирика. Об этом можно
говорить бесконечно, поскольку любовь у поэта имеет множество различных
оттенков. Она одновременно «и блаженство и безнадежность». Соединение
двух любящих сердец для него не что иное, как поединок роковой,
но в тоже время он не желает расставаться с этим чувством:
Помедли, помедли,
вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Он даже проводит
неожиданную параллель между самоубийством и любовью. Но не следует
забывать, что смерть никогда не была пугающей для Тютчева. Она для
него - близнец сна; он никогда не говорил о ней со страхом. Может
быть, это оттого, что он умел ценить все преподносимое нам жизнью
и благодарить ее за это. Вот почему название «дневник повседневных
дум» так подходит к лирике Тютчева. Он думал обо всем: и о вечном,
и о самом ничтожном. Словом, о том, о чем размышляет каждый человек
в течение своей жизни. Будучи поэтом, Тютчев (тем они отличается
от обычных людей), сумел оформить свои мысли в слова, хотя сам признавался,
что «мысль изреченная есть ложь». Кто знает, может быть, его стихи
помогут многим найти ответы на не дающие покоя вопросы?