Сочинение
9 класс. «Свет пустой» в изображении Пушкина по роману «Евгений
Онегин»
Евгений Онегин - главный герой одноименного
романа в стихах и один из самых колоритных персонажей русской классической
литературы. Онегин - это порождение общества, в котором он родился,
вырос и вращался. Пушкин коротко
рассказывает нам о детстве и ранней юности Евгения. Он получил традиционное
образование и воспитывался в традиционно дворянском духе. Но встречаемся
мы с ним, когда он уже находится в зрелом возрасте, вполне пресыщен
жизнью и крайне утомлен светским существованием.
Пушкин со знанием дела описывает жизнь Онегина в Петербурге. Это
неудивительно, ведь автор и сам знает, что такое светское общество
и светская жизнь. Онегин же - типичный представитель молодого дворянина.
Прочитав описание его дня, мы можем с полной уверенностью сказать,
что точно так же проходит любой другой день любого другого молодого
человека - представителя света.
Жизнь Онегина, протекающая в раз и навсегда заведенном порядке,
по сути дела бессмысленна и пуста. Он просыпается после полудня.
Затем читает записки - приглашения на бесконечные званые обеды и
вечера. Затем едет на прогулку по бульвару. Гуляет он до тех пор,
пока не подоспеет время обеда. Наконец, вечером он отправляется
в театр. Как и большая часть публики, он появляется там вовсе не
для того, чтобы смотреть спектакль, а с противоположной, можно сказать,
целью,- показать себя:
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
отворотился - и зевнул...
Сам Пушкин был большим ценителем театрального искусства.
Он с сожалением говорит о людях, в том числе об Онегине, которые
вызывают актеров на сцену лишь для того, чтобы их самих услышали.
После театра Онегин направляется на званый вечер. Но ему скучно
и среди шумной, пестрой толпы танцующих. С бала он едет домой. А
утром все начинается заново.
Таков скучный круговорот жизни Онегина, да и не только его, а всех
светских франтов. Смысл их жизни - лишь в этом круговороте. Вряд
ли они предполагают возможность существования для себя какого-то
другого способа проводить время. Такова жизнь высшего общества Петербурга.
Но, может быть, как-то по-иному живут в Москве? Может быть, в этом
городе у общества другие интересы и цели? Пушкин отвечает на эти
вопросы, показывая нам светскую жизнь Москвы.
Татьяну привозят в Москву на «ярмарку невест». Она видит окружающее
общество и ее оценка однозначна: оно убого, пусто, ограниченно.
Это общество застыло в своем развитии. Может и пройти сколько угодно
лет, но люди остаются все такими же:
... Все в них на старый образец:
У тетушки, княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна...
И так далее, до бесконечности. Люди застыли в своем
развитии, не стремятся к какой-либо цели, пусть самой ничтожной.
Их интересы, их жизнь посвящены, грубо говоря, переливанию из пустого
в порожнее. Единственное, что их занимает - это сплетни, посвященные
взаимоотношениям внутри их тесного убогого мирка. Ничто иное не
способно занять хоть на какое-то время их праздный ум.
Все в свете бледно, равнодушно, скучно. Пытливому уму не на чем
остановиться. Живой душе не с кем пообщаться. Ни уму, ни сердцу
нельзя найти здесь пристанище:
И даже глупости смешной
В тебе не встретишь, свет пустой.
Так пишет Пушкин. Глупость света — глухая стена,
о нее разбивается любая сколько-нибудь оригинальная мысль. Несчастная
Татьяна с ее любознательностью и любовью к жизни вынуждена день
за днем вращаться среди людей, духовно ей чуждых. Она сама с горечью
признается Евгению:
«А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада...»
Она объективно оценивает светский блеск, показную
роскошь, надуманную образованность. И подбирает самое подходящее
слово для обозначения фальшивого блеска - «ветошь».
Мыслящему и чувствующему человеку очень сложно жить в такой обстановке.
Поэтому Пушкин так сочувствует и Татьяне, и Евгению. Может быть,
их судьба сложилась бы гораздо счастливее, живи они в ином обществе.
Но, к сожалению, ни один человек еще не смог победить социум. Пушкин
своим романом «Евгений Онегин» высказал презрение и осуждение интересов
дворянского общества.