Сочинение
9 класс. Изображение дворянства в литературе первой половины XIX
века
Кто может изобразить дворянское общество лучше автора-дворянина,
с детства, воспитывавшегося в аристократических гостиных? Такой
автор знает жизнь светского общества изнутри. Поэтому, оставаясь
равнодушным к внешнему блеску, говорит о там, что не бросается в
глаза,- о пустоте, пошлости и ограниченности этого блестящего круга.
Думаю, лучшими авторами, изобразившими в первой половине ХIХ века
жизнь дворянского общества, были Грибоедов и Пушкин.
О Москве ХIХ века многие из нас судят по грибоедовскому «Горю от
ума». Дом Фамусова, его обитатели и гости — это воплощение современной
Грибоедову Москвы. Что же представляет собой эта Москва?
Люди, больше напоминающие марионеток, настолько мало у них свободы
передвижения, живут, ограничиваясь рамками, которые задали сами
себе. Их существование подчинено строгому ритуалу. Не дай бог, как
Чацкий, не подчиниться ему - засмеют, прогонят, признают сумасшедшим.
Вот Фамусов - идеальный образчик «истинного дворянина».
Его жизнь - сплошные визиты. Либо он едет куда-то, либо приглашает
гостей к себе. Но и тут он не волен поехать в любой момент к кому
заблагорассудится. Все визиты подчинены составленному на много дней
вперед расписанию: «во вторник зван я на форели», «в четверг я зван
на погребенье», «а может в пятницу, а может и в субботу, я должен
у вдове, у докторше, крестить». Вряд ли Фамусову так уж интересны
все эти люди, вряд ли он питает к ним хотя бы симпатию. Но и на
праздники, и на поминки ходит не к тем людям, за которых искренне
рады или которым искренне сочувствуют, а к тем, кого необходимо
навестить согласно этикету. Точно так же к себе приглашают тех,
кого по каким-либо светским соображениям нужно пригласить.
Фамусов, как и все люди, его окружающие, нисколько не тяготится
подобным положением. Это для него естествен но: он и помыслить не
могут, что может быть по-иному. Да и откуда взяться мыслям, когда
все помыслы сводятся к повседневным пустякам, а все разговоры —
к сплетням? Для этих жеманных, говорящих на смеси «французского
с нижегородским» людей самое большое удовольствие — посплетничать
об отсутствующих. А когда день за днем увязаешь в этом болоте, трудно
обрести ясность мысли.
Об этом же говорит и Пушкин, описывая жизнь Татьяны Лариной в Москве:
Они клевещут даже
скучно;
В бесплодной сухости речей.
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум...
Светское общество
в изображении Пушкина - пустота, прах или, по выражению Татьяны,
«ветошь маскарада». И все это не меняется на протяжении недель,
месяцев, лет. Все те же люди, те же гостиные, та же злость и те
же сплетни:
Тут был, однако,
цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы...
Светская жизнь
дворянства подчинена строгому ритуалу. Вспомним описание одного
дня Евгения Онегина: поздний подъем, чтение записок, прогулка, обед,
театр, бал. И весь этот круговорот изо дня в день! Неудивительно,
что Онегин с его живым умом рано пресытился светским существованием
и страдал от сплина. В отличие от того же Фамусова, который жил
так же, но не был наделен ясностью ума Онегина.
Но все-таки революционер Чацкий или Онегин, уставший от театра и
балов,- скорее исключение, чем правило. Все дворянство, в основном,-
люди, похожие на гостей Фамусова: Скалозуб, чета Горичевых, Тугоуховские,
Хрюмины, 3агорецкий, старуха Хлестова. Пусть все это разные люди,
но их объединяет то, что все они глупы, скучны и серы. Они не знают
иной жизни, чем вечные приемы и вечные сплетни. Их трудно осуждать,
ведь они поступают правильно и разумно в рамках своих понятии и
этики. А других понятии у них нет и быть не может. Традиция вещь
сильная и живучая. То, что воспитывалось поколениями, не так-то
легко изжить. Вот почему все представители одной социальной группы
за редким исключением имеют так много сходства. Очень многое зависит
от того, где воспитывается человек.
Ведь, например, и дворяне могут воспитываться в совершенно непохожих
условиях. Вспомним, как жили Ларины в деревне. Они тоже дворяне,
но дворяне провинциальные. Они настолько же далеки от аристократов
Москвы и Петербурга, насколько и от своих крестьян. Пожалуй, к крестьянам
они даже ближе.
Все-таки провинциальное воспитание проще. Поэтому-то к провинциальным
дворянам Пушкин относится с Большой теплотой. Хотя их мирок в миниатюре
и напоминает гостиные Москвы и Петербурга:
Но вскоре гости
понемногу
Подъемлют общую тревогу.
Никто не слушает, кричат,
Смеются, спорят и пищат.
Да и разговоры
крутятся вокруг избитых, хотя и отличающихся от столичных, тем:
«о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».
И все же люди в деревне, видимо в силу своей близости к природе,
гораздо проще, мягче и приветливее, чем столичные жители. Пусть
в их разговорах нет ни блеска, ни оригинальности, зато они искренни
друг с другом. Они радуются и огорчаются, нисколько не стыдясь своих
чувств. Поэтому-то чувствуется, насколько Пушнину приятнее писать
о милых обитателях деревни.
Конечно, можно было бы вспомнить еще многих авторов, писавших о
дворянстве ХIХ века, но, думаю, что Грибоедов и Пушкин нарисовали
и для современников и для потомков более чем объемную и достоверную
картину. По крайней мере, наши представления о светском обществе
того времени строятся во многом на «Горе от ума»: и «Евгении Онегине».
У нас нет повода сомневаться в правдивости двух авторов, знавших
о жизни дворянства не понаслышке. Тем более их единодушие в описании
многих подробностей позволяет думать, что именно таковы и были дворяне
начала ХIХ века в своем большинстве.