Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 9 класс. Как понимает свободу герой ранних романтических рассказов М.Горького
    
Свобода - одно из ключевых понятий творчества Горького. Она принадлежит к числу тех непререкаемых истин и неизменных идеалов, ради которых, собственно, и писал Горький. У него нет ни одного, самого миниатюрного рассказа, написанного для того лишь, чтобы отточить свое литературное мастерство. Во всех его произведениях, в том числе в ранних рассказах, важна идея.
Ни один рассказ не иллюстрирует понимание свободы с такой наглядностью, как «Песня о Соколе», где противопоставлены философия Ужа и Сокола, раба и свободной личности. Уж практичен и благонамерен. Его даже нельзя осуждать, он вовсе не отрицательный герой. Он искренне недоумевает, зачем нужно стремиться в пустое небо, если там нет главных условий благополучного существования: пищи, тепла, дома. Более того - Уж честно пробует взлететь. Не его вина, что «рожденный ползать - летать не может». И он приходит к единственно доступному для него выводу о том, что прелесть полета состоит в падении на твердую, надежную землю. Уж - обыватель, раб привычек. Такой категории, как свобода, для него вообще не существует, поэтому он и не может стремиться к ней.
Соколу дано летать. В этом - его жизнь. Если Соколу подрезать крылья, то он умрет, поэтому он предпочитает разбиться, чем опуститься на землю, чтобы быть вечно прикованным к ней. Полет - это свобода, земля - неволя, предназначенная только для обитания Ужей. Сокол благороден и прекрасен в своем величии, в своем стремлении к свободе, полету, свету и независимости от идеалов Ужа. Постигнув свободу, уже нельзя вернуться к прежней жизни, поэтому для Сокола смерть в попытке последний раз полететь прекрасней, чем самая долгая жизнь в сытости и уюте.
Герой, подобный Соколу,- Лойко 3обар из «Макара Чудры». Рассказчик, поведав автору о событиях давнего прошлого, придал былому характерные свойства легенды, что выразилось в романтическом ореоле, сияющем вокруг главного героя легенды. В рассказе ставится вопрос: чем жить человеку? Ответ автора прост: тем могучим и прекрасным, что заключено в его душе. А в душе такого человека, как Лойко, заключено многое: сила, величие, благородство, человеческое достоинство и - неукротимое стремление к свободе. Это стремление столь велико, что приводит к смерти. Лойко, конечно, слишком горд, чтобы покориться Радде и пасть к ее ногам, поэтому у него есть лишь один выход. Если бы Лойко не поступил так, как поступил, не убил бы Радду и не обрек бы себя на смерть от руки ее отца, то он не был бы достоин называться свободным цыганом. Пусть уж будет такая свобода, несущая гибель, чем никакой. Свобода для цыгана - единственное богатство, он хранит его, как иной скупец свое золото.
Нельзя, вспомнив о свободе, не упомянуть хрестоматийную «Старуху Изергиль». Все герои этого рассказа свободны, все стремятся сохранить это ощущение любой ценой, но насколько же по-разному это отражается в их судьбах? Объединяет героев одно: все они заплатили немалую цену, для того, чтобы достигнуть своего идеала. Ларра обрел свободу, но никогда не был счастлив ею, потому что свобода в одиночестве - худшая неволя, когда ты находишься взаперти у собственной души. Изергиль всю жизнь живет «кукушкой», не желая терять свободу, но поскольку вся жизнь ее проникнута любовью к людям, то свобода ей не в тягость, а в радость, ведь она никогда, даже в глубокой старости, не была одинока. Данко не хочет независимости и счастья для себя, он хочет дать это своему народу. И достигает своей цели только путем собственной гибели, но разве не высшая степень свободы – пожертвовав свое сердце для людей, остаться жить вечно в памяти поколений?
Однако все названные герои - сказочны, аллегоричны. А ведь огромная часть раннего творчества Горького была посвящена судьбам простого нищего люда, босяков. Тот, кто скажет, что в душах этих забитых жизнью людей не живет чувство свободы, ошибется. Тот, кто назовет их свободными в силу того, что они ничего не имеют за душой и не привязаны к месту, ошибется также. Свобода в горьковском понимании не является физической категорией. Главное в его «простых» героях - стремление быть человеком.
Среди всех героев из рассказов о босяках («Два босяка», «Нищенка», «Однажды осенью», «На соли») особенно запоминающимся персонажем стал Челкаш из одноименного рассказа. Он, будучи человеком нижайшего социального сословия, остается личностью свободной. Свободной в том смысле, что он лишен многих дурных привязанностей, свойственных босякам. Он честен, благороден и щедр. Он свободен от заботы о деньгах, как Сокол - от заботы о пище. Конечно, будущее принадлежит таким людям, как Челкаш, а не «честным», «благонамеренным» крестьянам вроде Гаврилы, согнувшимся под гнетом своих мелких страстишек. Все романтические герои Горького свободны от житейских страстей, будучи обуреваемы совсем другими чувствами.
Жажда настоящей жизни и света объединяет героев ранних произведений Горького, как нельзя яснее раскрывая позицию самого автора - важнее свободы нет на свете ничего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта