Сочинение
9 класс. Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова
«Краткость - сестра таланта». Произнеся однажды свою знаменитую
фразу, Чехов всем своим творчеством доказал ее точность. Рассказы
Чехова, как, впрочем, и все его произведения, отличаются лаконичностью
и при этом художественной точностью и завершенностью. Надо сказать,
что критика ХIХ века обвиняла Чехова в поверхностности, несерьезности.
Упрекала в том, что он несерьезен, не ставит перед собой глобальных
задач. И все же, несмотря на все эти обвинения, Чехов остается одним
из лучших русских писателей, а его художественное мастерство проверено
временем.
Как в маленьком объеме рассказа (а Чехов чаще всего писал очень
коротко) уместить все то, о чем необходимо сказать? Как суметь описать
характеры, внешность персонажей, отношения между ними, окружающую
обстановку, невысказанные чувства? Как донести до читателя идею
автора в сжатом: виде? Перед любым писателем, пишущим небольшое
по объему произведение, встают эти вопросы. И вот тут неоценимы
и незаменимы так называемые «художественные детали».
Чехов владел искусством использования художественных мелочей виртуозно.
Ему достаточно одного слова, детали, жеста, чтобы донести до читателя
все что угодно: картину, образ, настроение. Недаром ведь после издания
своих рассказов Чехов многократно правил их, оттачивая стиль, убирая
ненужные слова, фразы, а иногда и целые куски текста. Рассказ получался
лаконичнее, но при этом гораздо правдоподобнее и ярче.
Какое бы чеховское произведение мы ни открыли, мы найдем в нем пример
использования художественных деталей.
К примеру, коротенький, написанный за полдня рассказ «Спать хочется».
Описание комнаты - всего лишь один абзац, набросанный несколькими
штрихами. Самые яркие из них - зеленое пятно от лампадки на потолке,
протянутая через комнату веревка с детскими пеленками и панталонами,
запах щей и сапожного крема. Всего-то несколько мелочей, но читателю
уже ясна и профессия хозяина жилища, и его не очень благополучное
материальное положение. А тени пеленок и панталон, падающие на печь
и на колыбель ребенка, воссоздают картину ночной комнаты. Ведь ночью
все предметы теряют четкость, становятся зыбкими, нереальными. Ночью
тени имеют большее право на существование, чем реальные предметы.
Неудивительно, что Чехов столько раз правил эти строки, пытаясь
добиться наибольшей художественной достоверности. Менял одно слово
на другое, многое сокращал.
Всего лишь несколькими лаконичными фразами описывает автор состояние
героини рассказа, Варьки. Варька девочка-служанка у сапожника; она
загружена работой и днем, и ночью, так что никак не может выспаться.
Вот что пишет Чехов: «Она садится на пол, чистит калоши и думает,
что хорошо бы сунуть голову в большую, глубокую калошу и подремать
в ней немножко»; «голову тянет к столу, картошка рябит в глазах,
нож валится из рук»; «бывают минуты, когда хочется, ни на что не
глядя, повалиться на пол и спать». Всем людям знакомо состояние
недосыпания, когда все желания сосредоточены в одной мысли спать.
Неважно, где и как, лишь бы закрыть глаза и хоть чуть-чуть подремать.
В таком именно состоянии человек перестает контролировать себя.
Вот и Варька душит ребенка, которого должна качать по ночам, и,
смеясь, засыпает. Чехов немногословен. Он не говорит о дальнейшей
судьбе Варьки. Читателю и так ясно, что исход будет печален. Для
этого не нужны подробные описания. Важен сам ход рассказа, все его
детали, собранные воедино.
Многие современники считали этот рассказ неправдоподобным. Другие,
и в их числе Л. Н. Толстой,- одним из самых превосходных рассказав
Чехова. Соглашусь с последними. Все-таки никто так, как Чехов, не
умеет на двух-трех страницах передать человеческое настроение, охватить
и прошлое, и настоящее, и будущее.
Точно так же, с помощью отдельных мелочей, Чехов описывает самые
разные характеры. На мой взгляд, в этом отношении самым интересным
является рассказ «Жена». Интересен он потому, что с помощью несущественных
на первый взгляд нюансов описывается характер самого рассказчика.
Сложность подобного описания всегда состоит в том, что рассказчик,
по сути, не может объективно себя оценивать, пусть даже он претендует
на это. Автор должен быть тонким психологом и виртуозно владеть
пером, чтобы рассказчик предстал перед нами живым человеком, а не
сильно приукрашенным автопортретом. Конечно, в этом случае просто
невозможно обойтись без художественных деталей. И Чехов использует
этот прием в полной мере.
В самом начале рассказа бросается в глаза, что рассказчик крайне
самолюбив и высоко себя ценит. Но в его повествовании проскальзывают
моменты, когда становится ясно, что этот умный, твердый в своих
убеждениях чело-век, в общем-то личность весьма неприятная. Разумеется,
не сам он себя так описывает. За него говорят мелкие детали, случайно
оброненные слова.
Так, он упоминает, и не раз, что большое удовольствие для него -
сознание, что жена и ее родня живут за его счет. Важна и еще одна
деталь: на протяжении всего рассказа свои умные и часто язвительные
фразы он говорит мягко. Но это мягкость хищного зверя, скрывающая
беспощадность и жестокость. Или вспомним реплику добрейшего Ивана
Иваныча: «Тяжело с вами! Голубчик, тяжело!».
И вот из этих-то деталей и случайно оброненных фраз вырисовывается
портрет человека, который и сам не осознает, насколько он угнетает
окружающих. Он образован, умен, рассудителен. В его поступках и
словах всегда есть логика. Он всегда рационален. Это вытеснило из
его души все «лишние» эмоции. Он помогает голодающим, но не имеет
сочувствия к ним. Его тянет к жене, но он только изводит ее своими
частыми и утомительными визитами. Это человек, с которым тяжело
общаться, но еще тяжелее жить. Такой сложный образ выстроен исключительно
за счет художественных деталей.
Чехов очень хороший психолог, он прекрасно знает человеческую природу,
умеет чувствовать и видеть окружающий мир, подмечать нюансы. Именно
это его умение (вернее же сказать - талант) видеть мелочи, делает
все его рассказы интересными и поучительными. Более того - жизненными.
Критик Михайловский обвинял писателя: «Чехову все едино - что человек,
что его тень, что колокольчик, что самоубийца». Он упрекал его в
том, что в рассказах присутствует много ненужных, лишних деталей,
что все они равнозначны. Мелочь приравнивается к чему-то серьезному.
Колокольчик к самоубийце. А мне кажется, что именно в этом-то и
есть отличие большого художника. Для него нет несущественных мелочей.
Все предметы, все явления - часть жизни. И именно потому, что Чехов
не пренебрегал этими «ненужными» деталями, его рассказы до сих пор
привлекают читателя и нисколько не устарели.