Сочинение
9 класс. Печорин и Грушницкий в романе Лермонтова "Герой нашего
времени"
В литературе нередко используется прием противопоставления главному
герою другого персонажа с тем, чтобы еще более четко выделить характеры.
Этим приемом пользуется и Лермонтов в романе Герой нашего времени.
Главный герой - Печорин - личность яркая, однако раскрыть многие
его качества помогает появление на сцене Грушницкого.
Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе «Княжна Мери».
Повесть ведется от лица Печорина. Он склонен к анализу ситуаций,
людей и самого себя, поэтому его рассказ в большей или меньшей степени
можно считать объективным. Он умеет подмечать в людях характерные
черты и в двух-трех словах передать их. Но при этом безжалостно
высмеиваются все недостатки и изъяны.
Встречаются оба героя как старые приятели. В душе они не питают
особенно теплых чувств друг к другу. Слишком много у каждого из
них именно тех черт характера, которые неприемлемы для другого.
Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен
(иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь и смеется
над ним. А тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен
и многословен. Он больше говорит, чем делает и слишком романтизирует
людей (в первую очередь – себя самого). Тем не менее эта непохожесть
и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени
вместе.
Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого
момента между ними пролегла тоненькая трещина, которая в конце концов
превратилась в пропасть. Грушницкий - провинциальный романтик -
не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина - скука
- заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими
выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно
из желания развлечь себя.
Поведение обоих героев в отношении княжны Мери не вызывает особой
симпатии. Грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты.
Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. Именно
поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось бы,
чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то туманной дымке,
в романтическом ореоле. Но в чувстве его к княгине нет фальши, хотя,
может быть, он несколько преувеличивает его.
С другой стороны - Печорин - человек здравомыслящий, изучивший женщин,
к тому же циник. Он забавляется с Мери. Ему доставляет удовольствие
эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием
отношений Грушницкого и княжны. Печорин, в отличие от Грушницкого,
прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но успел
разочароваться в людях и в жизни в целом. Флирт не интересен ему,
ибо ведет к заранее известному результату. Обольстить княжну Мери
для него не составляло труда, стоило только казаться непонятными
таинственным и быть дерзким.
Печорин ведет двойную игру. Он возобновил свои отношения с Верой.
Эта женщина, несомненно, сильнее и жестче, чем княжна Мери. Но любовь
к Печорину сломала и ее. Она готова растоптать свою гордость, репутацию.
Она знает, что их отношения несут только боль и разочарование. И
все равно стремится к нему, потому что иначе не может. Вера способна
на куда более сильные чувства, чем Мери. Ее любовь сильнее, а горе
безнадежнее. Она саморазрушается ради любви и не жалеет об этом.
Грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. Он слишком мягкотел
и не обладает яркими чертами характера. Он не смог заставить Мери
полюбить себя. Ему не хватает напористости и самоиронии. Его напыщенные
речи могут произвести только первоначальное впечатление. Но речи
начинают повторяться и становятся, в конце концов, невыносимы.
Чем больше княжна увлекается Печориным (ведь с ним ей куда интересней,
чем с простодушным мальчиком), тем шире становится пропасть между
ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет.
Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой
дороге», начинает сбываться.
Дуэль - это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо,
поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.
В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть,
а он этого простить не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает
и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее
время недостойно, распуская про Печорина слухи и пытался всячески
выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека,
можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Ведь
она только началась и наполнена мыслями о будущем. Но все это не
волнует Печорина, для него подобные рассуждения - пустой звук. Он
убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля
не пробуждает в нем никаких эмоций.
В тот же день Печорин убивает княжну Мери. Не физически, но все
же убивает. Он знает о ее любви, однако это не мешает признаться,
что он смеялся над ней и уйти с вежливым поклоном.
Так заканчивается история отношений Печорина и Грушницкого. Нельзя
судить, кто прав, а кто виноват. И неизвестна, кого больше жалеть:
погибшего Грушницкого или уехавшего Печорина. Первый никогда не
сможет осуществить своих романтических мечтаний, а у второго их
никогда и не было. Грушницкий не хотел быть убитым, а Печорину было
все равно. Пожалуй, Печорину было лучше умереть, потому что он не
видит смысла в своем существовании. В этом его трагедия.