Сочинение
9 класс. Поиски смысла бытия в лирике Тютчева
Тютчев, несомненно, великий трагический поэт. Его раздумья о мире,
жизни, человеке глубоки и, зачастую, горестны. Мотивы безысходного
отчаяния, страдания и одиночества не исчерпывают, конечно, всего
творчества поэта, но занимают в нем значительное место.
Поэт стремится, прежде всего, показать мир человеческой души, осознать,
есть ли какой-то смысл в существовании. В лирике Тютчева часто встречается
противопоставление «вечного» и «мгновенного», всегда возрождающейся
природы и короткой человеческой жизни. Поэт не как философское,
умозрительное понятие, а как реальность воспринимает бесконечность,
вечность. В этой вечности жизнь человеческая - лишь короткая вспышка.
Это парадоксально, но одновременно с ничтожностью индивидуального
бытия, Тютчев ощущает и его колоссальность: «Я, царь земли, прирос
к земли», «По высям творенья, как бог, я шагал...». Подобная раздвоенность
вообще свойственна поэту. Для него у каждого поэтического понятия
есть изнанка: гармония - хаос, любовь - смерть, вера - безверие.
Человек всегда находится между небом и землей, между днем и ночью,
«на пороге двойного бытия». Душа - всегда «жилица двух миров».
Может быть, это восприятие личности на грани «двух миров» и объясняет
пристрастие Тютчева к образу сна, сновидения, где человек, как никогда,
приближается к границе двух разных жизней. Сон в восприятии поэта
тоже неоднозначен. С одной стороны - это некая форма существования,
близкая к Хаосу (частый образ у Тютчева). В одном из стихотворений
Сон - близнец Смерти. С другой стороны, сон может быть и «благодатным,
и «волшебным» , и «младенчески-прекрасным».
«Двойственность» Тютчева ярко проявилась в стихотворении «Сон на
море». Он пишет: ...
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.
И в том нее стихотворении:
По высям творенья, как бог, я шагал,
И мир подо мною недвижный сиял.
Все эти образы-символы не только говорят о существовании
человека на границе сна и яви, покоя и бури, но также показывают
ту огромную роль, которую человек играет в мироздании. Странное
сочетание, так свойственное Тютчеву: он подчинен «прихоти волн и,
в то же время, «шагает по высям творенья».
Тютчев никогда не уставал говорить о том, что человек - часть природы,
ее неотделимая частица. В то же время, особенно в раннем творчестве,
он замечал, что у человека существует потребность уйти от толпы,
уединиться в себе:
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей...
Этот мотив снова звучит в стихотворении «Душа моя
- Элизиум теней...» Душа чуждается живой жизни, толпы, она живет
своими воспоминаниями. Хотя так происходит, но это вовсе не благо
для поэта. Напротив, он стремится именно к «живой жизни» (особенно
в ранней лирике):
Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать-Земля!
Если ранней лирике Тютчева свойственно противопоставление
мироздания и отдельного человека (огромной скалы и крошечной песчинки),
то позже поэт «спускается на грешную землю», часто не ограничиваясь
умозрительными рассуждениями, а прослеживая человеческую судьбу.
Начинает проясняться своеобразная жизненная философия: чем труднее,
обреченнее живет человек, тем сильнее любит он землю. Обреченность,
мучения, порой даже смерть соседствуют с неизбывной любовью к миру.
Сияющий мир во всем великолепии появляется у него даже в трагичнейшем
стихотворении о любви «Весь день она лежала в забытьи...» Женщина
(любимая женщина) лежит на смертном одре, а за окном продолжается
жизнь.
Для Тютчева характерны размышления о смерти, о горестях, о безрадостности
человеческого удела, о слезах:
Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой...
Вся поэзия Тютчева пронизана трагизмом одинокого
существования, раздвоенностью души, неверием, часто - отчаянием.
Но вместе с тем у позднего Тютчева все чаще звучит мотив непокорности
судьбе, жажды борьбы, вне которой жизнь теряет свое оправдание:
Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!
Да, борьба безнадежна, но бороться надо! В этом,
может быть, единственный смысл бытия.
Контраст лирики Тютчева заключен, с одной стороны, в его упоении
жизнью, ощущением радости, неповторимости бытия, с другой - в осознании
скоротечности жизни, в восприятии ее как чего-то призрачного, «тени
от дыма» (даже не дыма, только тени!) Эти противоречия и составляют
жизненную философию поэта, два взгляда на жизнь сливаются в единое
восприятие действительности.
Тютчев всегда пытался определить смысл бытия. Чем старше он становился
(в поэтическом и человеческом отношении), тем чаще он связывал с
человеком образ борьбы, «отчаянного» боя. Поначалу человек для Тютчева
- лишь часть огромного мироздания, крохотная щепка на волнах океана,
странник, гонимый неутоленной тоской. Позже поэта начинает тревожить
сознание «бесполезности» жизни. Затем, уже у позднего Тютчева, возникает
уверенность в необходимости боя человека с судьбой. Бой этот неравный,
«роковой», но он неизбежен, потому что, может быть, только он и
оправдывает жизнь человека, крохотной крупицы мироздания.