Сочинение
9 класс. Поиски смысла поэтического творчества в лирике Пушкина
Поиски смысла поэтического творчества играли особую, можно сказать,
главенствующую роль, в лирике Пушнина. Осмысление собственного творчества
и его значимости (которую поэт, впрочем, никогда не склонен был
преуменьшать) менялись на протяжении всей жизни Пушкина. Причем
осмысление шло сразу двумя путями: философские и социальные размышления.
Для удобства понимания пушкинских размышлений в отношении собственной
лирики можно разбить его творческий путь на несколько периодов:
раннее творчество, период южной ссылки, творчество двадцатых, затем
- тридцатых годов, и, наконец, краткий период конца жизни, апофеозом
которого явилось духовное завещание («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»)
Раннее творчество уже имело у Пушкина яркую политическую окраску.
Нельзя забывать, что он тогда жил в Лицее, где всеми учащимися близко
к сердцу принимались события в стране. А Россия была охвачена волнениями.
Юный Пушкин как мог посвящал себя делу освобождения России от давящей
государственной системы. Почти сразу после окончания Лицея на свет
появляется ода «Вольность». Несмотря на то, что Пушкин был еще очень
молод и только начинал свой творческий путь, ода осталась в русской
литературе одним из безупречнейших образцов поэтического творчества.
Произведение это написано в духе высокой гражданской поэзии и является
откровенным вызовом самодержавию. Возможно, именно тогда Пушкин
впервые со всей ясностью почувствовал, что истинный поэт никогда
не должен молчать или малодушно скрывать свои мысли за громкими
пустыми словами. Нет, поэт - в первую очередь, гражданин, долг его
священен. Поэт должен стремиться к независимости в творчестве («К
Н.Я. Плюсковой»):
…Я не рожден царей забавить
Стыдливой музою моей.
Собственно, независимость и движет
творчество вперед. Творчество само по себе является тяжкой работой.
Строки, которые буквально летят, когда их читаешь, возможно, явились
плодом долгих горестных размышлений и борьбы с собой. Но в то же
время, поэтический труд - блаженство, доступное немногим. Такое
понимание творчества выражено в стихотворении «Дельвигу», где поэзия
есть не что иное, как «одушевленный труд и слезы вдохновенья».
Правительству через какое-то время стали известны вольнолюбивые
стихи Пушкина («Вольность», «Деревня»). Поэт был отправлен в ссылку
и с этого момента начался совершенно новый период в его творчестве.
Естественно, что, когда коренным образом меняются жизненные обстоятельства,
начинаешь переосмысливать свою жизнь, а если ты талантливая личность
- то и творчество. В период южной ссылки Пушкин пишет «Послание
к цензору», где слышно стремление творить по законам, самим над
собой установленным. В нескольких стихотворениях того периода звучит
разочарование в служении народу, не желающему внимать звукам лиры
(«Свободы сеятель пустынный...») Возникают и мысли о «продажности»
искусства, если только такое выражение имеет право на существование.
Наиболее полно эта идея отражена в «Разговоре книгопродавца с поэтом».
Литературная деятельность - то же ремесло, оплачиваемый труд:
Не продается вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Время южной ссылки часто называют
временем величайшего расцвета Пушкина как поэта, периодом его наибольшей
«оригинальности». Ссылка явилась в каком-то смысле Музой, дала обильные
плоды для размышлений о себе и о творчестве, позволила многое переосмыслить,
практически стала благом, конечно, не для Пушкина, но для благодарного
потомства, для русской литературы.
Творчество конца двадцатых годов представляет нам уже вполне зрелого
поэта, со сложившимся мировоззрением. В этот период появляется стихотворение
«Пророк», где весьма недвусмысленно звучит идея о божественной сути
искусства, пророческом назначении поэта. «Пророк» без опасения погрешить
против истины можно назвать предвестником стихотворения «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный...».
Размышления об особенном положении поэта в обществе оформились в
стихотворениях «Арион» и «Поэт», различных по содержанию, но объединенных
мыслью о том, что поэт - существо особое, стоящее вне общества,
хотя и на службе у него. Какие бы потрясения не коснулись «служителя
муз» - он «гимны прежние поет». Обязанность поэзии - говорить, кричать,
воспевать, «глаголом жечь сердца людей», никогда не умолкать. И
в частности, цель поэзии в том, чтобы приобщить людей к духовной
работе.
В творчестве тридцатых годов оформляется мысль: хотя поэт и слуга
народа, но он стоит вне людского суда. Судья ему - один бог. «Поэт!
не дорожи любовию народной». Поэт всегда одинок. Его можно сравнить
со скалой, вокруг которой бьется море - людская молва. Море не может
свалить скалу, так же и поэт всегда «тверд, спокоен и угрюм». Что
для поэта счастье? Лишь свобода («(Из Пиндемонти)»). Он не обязан
угождать, ни перед кем нё гнет шеи, его удел - вольные скитания.
Лишь в свободе смысл и оправдание творчества.
Наконец, итогом поисков смысла поэтического творчества стало стихотворение
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Здесь воплотилась вся
жизнь, отданная искусству, подведены все итоги, дана оценка собственному
творчеству. В пяти коротких строфах выражена вневременная общечеловеческая
значимость поэзии. Нет нужды цитировать какие либо строки, потому
что все они известны и все одинаково важны.
В завершение можно сказать, что поэзия для Пушкина всегда была служением.
В первую очередь это было служение гуманистическим идеалам. И никто
лучше самого поэта не выразит смысл его творчества. Пушкин сказал:
«Цель поэзии - идеал, а не нравоучение».