Сочинение
9 класс. Политические идеалы молодого Пушкина (в поэзии десятых
- двадцатых годов)
Всем и каждому известно, что свои юношеские годы Александр Пушкин
провел в Царском Селе, в Лицее. Надо сказать, что это учебное заведение
являлось поистине обителью вольнодумства. Преподаватели стремились
развить в своих питомцах чувство гражданской чести для служения
отечеству и народу. Уже в стенах Лицея начали появляться первые
стихотворения, освещающие политические убеждения молодого Пушкина.
Одно из самых серьезных стихотворений той поры – «Лицинию». В нем
речь идет о крушении Римской империи. Но так легко перенести описанную
картину на начало ХIХ столетия:
Исчезнет Рим; его покроет мрак глубокой;
И путник, устремив на груды камней око,
Воскликнет, в мрачное раздумье углублен:
«Свободой Рим возрос, а рабством погублен».
Уже в юном возрасте Пушкин задумывается - и серьезно
задумывается - о таких понятиях, как свобода и рабство. Это неудивительно:
рабство в России существовало испокон веков, поэтому и свобода рассматривалась,
как особенная ценность.
Любой человек, независимо от социального происхождения, должен быть
свободен. А в России процветали крепостное право и самодержавие.
И потому, едва успев окончить Лицей, поэт пишет оду «Вольность»
со смелым названием и еще более смелым содержанием. В ней он открыто
выказывает свое недовольство царем, а еще больше - всем самодержавным
строем:
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Конечно, в своих размышлениях Пушкин не доходит
до социалистических идей. Он всего лишь призывает людей, облеченных
властью, творить справедливые законы и предоставлять своим подданным
свободу:
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трава
Народов вольность и покой.
Юный Пушкин горяч, неудержим и даже жесток в своем
порыве. И это объяснимо. Рабство - тяжелый, ужасный пережиток средневековья
и древних времен. Оно - позор для страны. Оно не дает развиваться
обществу оно унижает не столько рабов, сколько их хозяев. А ведь
Россия - великая страна. Но о каком величии можно говорить, когда
в стране процветает «барство дикое»? Об этом идет речь во втором
хрестоматийном стихотворении Пушкина деревня. Идиллическая Картина
в первой части стихотворения во второй части внезапно сменяется
горькими размышлениями автора: «здесь барство дикое, без чувства,
без закона», «здесь рабство тощее влачится по браздам неумолимого
владельца», «здесь тягостный ярем до гроба все влекут». Угнетение,
унижения, издевательства - все это поэт видел воочию. А мечтал он
о том, чтобы народ избавился от этих пут:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечествам свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Здесь Пушкин говорит о рабстве, «падшем по манию
царя». В очередной раз мы убеждаемся, что поэт вовсе не против монархического
строя как такового, а лишь против несправедливости. Он считает,
что страной должен править просвещенный, мудрый монарх.
На этих идеях воспитывались и будущие декабристы, многие из которых
были близкими друзьями Пушкина. Поэтому-то их идеи были так близки
молодому поэту. Если декабристы боролись за свои идеи с помощью
оружия, то Пушкин - с помощью стихов. А это было столь же опасно
и трудна, требовало полной самоотдачи.
Стихи Пушкина - это всегда горячий призыв к действию, лозунг:
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Когда восстание 14 декабря 1825 года потерпело
поражение, когда пятеро декабристов были казнены, а остальные сосланы
в Сибирь, голос Пушкина не стал звучать тише:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Этими строками он дает клятву своим товарищам,
что будет продолжать начатую ими борьбу.
В 1827 году поэт пишет стихотворение «Арион», которое является аллегорическим
рассказом о событиях на Сенатской площади. В нем автор дает понять
читателю, что взгляды его остались прежними:
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу под солнцем над скалою.
Челн декабристов был разбит, но кто-то остался
в живых, и продолжает путь вместо погибших.
Восшествие на трон Николая I ознаменовало собой обострение деспотизма.
Но Пушкин и здесь те остается немым. Он пишет «Анчар». Это тоже
аллегория, но столь явная и прозрачная, что было крайне смело писать
об это в такое время. Анчар - древо яда:
К нему и птица не летит
И тигр нейдет - лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь уже тлетворный.
Так и грозный тиран отравляет все, подавляет всех
не только вокруг себя, в своей стране, но и в «чуждых пределах».
Пушкин имел совершенно определенные политические взгляды, что так
четко прослеживается в его стихотворениях десятых-двадцатых годов.
Его идеал - свобода. И он видит достижение ее вовсе не в свержении
монархического строя. Пушкин твердо убежден, что страной должен
править разумный, просвещенный, справедливый монарх. И тогда его
царствование будет представлять собой идеал справедливости, силы
и величия.