Сочинение
по картине 3.Е. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»

Судьба талантливой художницы Зинаиды
Васильевны Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически.
Родившись в семье Лансере-Бенуа, в которой было несколько поколений
талантливых архитекторов, скульпторов, художников, Зинаида Васильевна
не могла избрать иного занятия, не связанного с искусством. Счастливое
детство, юность, проведённые в Санкт-Петербурге и имении Нескучном
под Харьковом, занятие живописью, замужество, рождение детей, затем
война, революция, смерть любимого мужа, отъезд в Париж, разлука
с детьми, жизнь и смерть в Париже. Получившие признание в дореволюционной
России, долго пребывавшие в забвении на родине, сейчас произведения
Серебряковой имеют мировую известность.
Картина 3.В. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет» из счастливого
периода её жизни, она написана в 1909 году, в имении Нескучное,
где она с детьми задержалась до поздней осени. Однажды утром, проснувшись,
взяв гребень в руки и подойдя к зеркалу, она увидела своё отражение,
которое ей очень понравилось. Захотелось запечатлеть то счастливое
состояние, в котором пребывала. А она, действительно, была счастлива
— обожаемый муж, замечательные дети, любимая работа, прекрасная
природа вокруг. Так и нарисовала девушка свой автопортрет в зеркале.
В итоге получился не просто портрет, а жанровая сценка с обилием
деталей.
Реальными на полотне являются рама зеркала и подсвечник, остальное
— просто отражение в зеркале глазами автора. В центре картины, основную
её часть занимает стоящая перед зеркалом очень красивая, молодая
женщина, расчёсывающая свои длинные каштановые волосы. Чёрные брови
вразлёт, карие лукавые глаза, нос горбинкой, розовые, красиво очерченные
губы в полуулыбке. Женщина недавно проснулась, на ней надето ночное
платье, съехавшее с одного плеча. Статная, с красивыми плечами и
руками с длинными, сильными пальцами, вполоборота к зеркалу, стоит
она в комнате, залитой солнечными лучами. Как истинная женщина,
подойдя утром к зеркалу, она украсила себя, надев серебристый браслет,
подчеркнувший изящество и грациозность рук. Волосы у неё такие длинные,
что приходится придерживать их второй рукой, чтобы расчесать. Слева
видна часть рамы зеркала, в котором отражаются Серебрякова и подсвечник.
На переднем плане картины предметы, стоящие на столике у зеркала.
Длинная свеча в медном подсвечнике, со своим отражением в зеркале
слева и справа, разные женские принадлежности на светлой скатёрке.
Тут и флакончики с духами, шкатулки и баночки с косметикой, расписная
баночка с украшениями, салфетки, а также вышитая подушечка с китайскими
шпильками для волос, булавкой и колечком. Шпильки длинные, украшенные
разноцветными стеклянными шариками. На заднем плане картины интерьер,
состоящий из предметов нехитрого деревенского быта. Кусочек застеленной
кровати с подушкой под кружевной накидкой, висящая на крючке одежда,
белая двухстворчатая закрытая дверь. Слева от женщины простой деревенский
умывальник с эмалированным тазиком и фаянсовым кувшином с водой.
Над тазиком подвешена полочка, на ней лежат мыло, баночка с зубным
порошком, на гвозде рядом с полочкой висит полотенце. Низ умывальника
оборудован по деревенским привычкам: прикрыт занавеской, но белого
цвета, в тон белёным стенам. Интересную деталь нарисовала художница
— зеркало в зеркале. Над умывальником в овальной деревянной раме
висит небольшое туалетное зеркало, в котором отражается, по-видимому,
рама окна.
Рама у зеркала непростая, у неё имеются деревянные подсвечники,
ведь электричества в деревне тогда не было, умывались в тёмное время
суток при зажжённых свечах.
Солнечным зимним утром, увидев себя, молодую, красивую, полную счастья,
Серебряковой захотелось нарисовать то, что понравилось в себе, увековечить
свой образ для близких. Но запечатлеть не для самолюбования, ведь
художница углядела в себе интересную натуру, яркое выражение чувственности,
эмоциональную выразительность лица.
Муж уехал в дальнюю командировку, упустил возможность увидеть её
такой, вот и захотелось оставить на память радость того зимнего
дня. Если автопортрет был бы задуман, чтобы подать себя в выгодном
свете, то Серебрякова не стала бы изображать себя в такой простой
обстановке деревенского быта и в ночной сорочке. Нарисовала то,
чего попросила душа. Этот душевный порыв понравился тогдашнему зрителю,
нравится и сегодняшнему. Лучистые карие глаза, дарящие радость и
доброту, смотрят на своё отражение в зеркале, и, кажется, с портрета
проникают в сердце зрителя, вызывают симпатию и восхищение. Если
сама женщина написана объёмно, чёткими мазками, то интерьер, предметы
обихода, женские принадлежности изображены в стиле модерн. Все они
кажутся декоративными, мелкими и второстепенными по сравнению фигурой
натурщицы, только подчёркивают её очарование, молодость и красоту.
Картина была куплена на выставке, открывшей новую талантливую русскую
художницу, для Третьяковской галереи, где и выставляется поныне.