Сочинение
по картине 3. Е. Серебряковой «На кухне. Портрет Кати»

«За детство — крылатое, звонкое
детство,
За каждое утро, и ночь, и зарю,
За ласку природы, за тихий привет Твой,
За всю Твою щедрость благодарю... »
Д. Андреев
Русская художница начала XX века,
мастер графики и живописи 3.Е. Серебрякова, стала одной из первых
женщин, которые вошли в историю нашей отечественной живописи. Она
прославилась своей картиной «За туалетом. Автопортрет», которая
была представлена в 1909 году на выставке «Союза русских художников»
и сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее. Значительное
место в творчестве художницы занимает тема детства, которая является
любимой для Зинаиды Евгеньевны. Художницу привлекала детская непосредственность,
естественность и открытость. Широкую известность приобрели картины
художницы: «За завтраком», «Катя в голубом у ёлки», «Девочки у рояля»,
«Мальчики в матросских тельняшках» и многие другие. На них «мастер
детского портрета», как называли Серебрякову критики, с особенной
любовью и теплотой изображала своих четверых детей: двоих сыновей
— Сашу и Женю, двоих дочек — Таню и Катю.
Горячо любимые дети с самого раннего детства становились героями
живописных полотен художницы. Перед нами — одна из таких работ:
на картине «На кухне. Портрет Кати» изображена младшая дочь Зинаиды
Евгеньевны.
Катя сидит за деревянным коричневым столом. На ней белоснежная кофточка
и ярко-синий сарафан. У девочки серьёзное задумчивое лицо, глаза
опущены вниз, на алых губах нет и тени улыбки. Лёгкий румянец покрывает
щёчки белоснежного детского лица. Лёгкие кудри длинных коричневых
волос лукаво спадают на плечи. О чем задумалась девочка? Возможно,
как приготовить вкусное блюдо, помогая маме, а возможно как вырастет
взрослой и будет хлопотать на кухне уже для своих детишек.
Удобный ракурс картины даёт нам возможность внимательно рассмотреть
всё, что находится на столе перед девочкой. Ближе всего к Кате расположена
полная корзина яиц. Одно из них девочка держит в руке, как бы предлагая
его нам. Вторая рука Кати опущена в корзину. Слева от девочки стоит
большой глиняный кувшин. Скорее всего, там находится молоко, которое
дети любят пить по утрам. За корзиной, ближе к зрителю, располагается
«букет» из свёклы, живописно уложенной корнеплодами в одну сторону,
а длинной бордово-зелёной листвой — в другую. На переднем плане
прямо на разделочной деревянной доске лежат пять небольших рыбёшек,
которые, возможно, были пойманы старшими братьями Кати. На изгибах
белоснежной скатерти слева лежат две оранжевых моркови с зелёной
ботвой. Все предметы натюрморта написаны с большой тщательностью.
Картина выполнена в контрастных тонах. На синем фоне образ девочки
кажется более выразительным, светлым, чистым и жизнерадостным. Её
сарафан синего цвета гармонирует с общим фоном картины.
Композиция картины представляет собой искусное сочетание нескольких
жанров: натюрморта и портрета. Овощи ярких насыщенных тонов, белоснежная
скатерть, общий фон полотна и главная героиня образуют особый колорит
картины, создают, радостное, весёлое и бодрое настроение.
3,Е. Серебряковой был создан целый мир удивительных детских образов,
каждый из которых неповторим и уникален. Однако во всех есть общее:
безграничная любовь к детям, восхищение искренностью их чувств и
поступков. В картине «На кухне. Портрет Кати» как и в других, созданных
на тему детства, передаётся поэзия обыденного, повседневного, но
такого близкого и милого сердцу.