Сочинение
по картине И. И. Левитана «Тихая обитель»

Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
родился в местечке Кибартай в Литве в небогатой еврейской семье.
Отец прилагал все усилия к тому, чтобы дети получили достойное образование.
В начале 1870 гг. семья перебралась в Москву, где вскоре старший
брат Исаака Ильича поступил в Московское училище живописи, ваяния
и зодчества. Через пару лет в то же учебное заведение поступил Исаак
Ильич.
Способности братьев, в особенности Исаака, быстро привлекли внимание
наставников, среди которых были такие выдающиеся мастера, как В.
Г. Перов, А.К. Саврасов и В. Д. Поленов.
В то же время семью одно за другим преследовали несчастья. Сначала
умерла мать, затем тяжело заболел отец, материальное положение настолько
ухудшилось, что руководство училища периодически оказывало братьям
материальную помощь и даже освободило их от оплаты обучения.
Когда умер отец, для осиротевших детей — а кроме брата, у Исаака,
было ещё две сестры — наступила особенно тяжкая нужда. Когда в 1885
г. Исаак Левитан окончил училище, диплома он не получил. Хотя через
некоторое время к нему пришли признание и деньги, здоровье молодого
человека оказалось серьёзно подорвано годами нищеты. Он прожил всего
39 лет, но за свою короткую жизнь успел создать немало гениальных
полотен. На своих картинах Левитан с пронзительной убедительностью
показал красоту среднерусского пейзажа, которую до него не признавали
и не замечали.
Картина «Тихая обитель», которая в настоящее время хранится в Третьяковской
галерее, была написана в 1890 г., вскоре после возвращения Левитана
из его первой поездки, за границу. На всеобщее обозрение картина
была представлена в 1891 г. на одной из выставок, организованных
Товариществом передвижных художественных выставок («передвижниками»),
Это полотно принесло Левитану широкую известность. Хотя он рисовал
и выставлялся и раньше, есть мнение, что именно в «Тихой обители»
впервые проявилась его самобытная манера, позволяющая раскрыть прелесть
неброского русского пейзажа.
В частности, художник А.Н. Бенуа, современник Левитана, так отзывался
о его творчестве: «В первый раз Левитан обратил на себя внимание
на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже
несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов,
от их общей, серой и вялой массы. Появление «Тихой обители» произвело,
наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни
с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха
хлынула в спёртое выставочное зало...».
Но не только собратья по искусству — и просто любители живописи
обратили внимание на «Тихую обитель» Левитана. На выставку приходили
по несколько раз, чтобы вновь и вновь взглянуть на полотно, благодарили
художника за ощущение мира и покоя, запечатлённое в картине.
Интересно, что картина «Тихая обитель» не является точным художественным
воспроизведением конкретной местности. Согласно сохранившимся воспоминаниям,
замысел подобной картины возник у художника за несколько лет до
её создания, в 1887 г., под впечатлением заката над Саввино-Сторожёвским
монастырём близ Звенигорода. Но на картине нашли воплощение образы
двух монастырей, расположенных в разных местностях. Это уже упомянутый
Саввино-Сторожёвский монастырь под Звенигородом и Кривозерский (называемый
также Кривоезерский и Кривоозерский) близ Юрьевца на Волге.
Судьба этих монастырей сложилась по-разному. Кривозерский монастырь
не сохранился — но остался образ, запечатлённый Левитаном, и не
только в «Тихой обители». Похожий монастырь художник изобразил и
на другой картине, созданной чуть позже — «Вечерний звон». Это полотно
также находится в Третьяковской галерее. А монастырь после революции
1917 г. был закрыт, в 50-х гг. XXв. попал в зону затопления Горьковского
водохранилища. Саввино-Сторожёвский монастырь тоже закрывали, но
ему повезло больше, в 1995 г. началось его восстановление, ныне
он действующий.
Итак, «Тихая обитель» является пейзажем, созданным воображением
художника, соединившего фрагменты реально существующих местностей.
Но главное не это, а настроение, которое создаёт картина, чувство,
которым она пронизана.
Интересно, что в повести А.П. Чехова «Три года» есть описание картины,
по сюжету очень похожей на «Тихую обитель». В одном из эпизодов
героиня, пришедшая на выставку живописи, заворожено рассматривает
картину, где «на переднем плане речка, через неё бревенчатый мостик,
на том берегу тропинка, исчезающая в тёмной траве, поле... А вдали
догорает вечерняя заря. (...) И почему-то вдруг ей стало казаться,
что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба,
и лес, и поле она видела уже давно и много раз (...) и там, где
была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного».
Действительно, значительную часть переднего плана картины — почти
половину по горизонтали — занимает изображение реки. В самом низу
полотна кусочек берега, с которого и «смотрит» вдаль художник. Бережок,
густо поросший травой и кустарником, пересекает тропинка, ведущая
к деревянному мостику, переброшенному через реку. На противоположном
берегу продолжением мостика выступает тропинка, которая разветвляется
в две стороны. Мостик сильно обветшал: дерево потемнело, в настиле
местами не хватает досок.
Противоположный берег зарос лесом, из гущи которого тянутся к небу
купола двух храмов. Справа — пятиглавый: большой купол в центре,
по углам по куполу поменьше. Неподалёку от этой церкви, чуть левее,
виднеется ещё один небольшой купол. Судя по сохранившимся-фотографиям
Кривозерского монастыря, он и послужил прототипом церкви в правой
части «Тихой обители». Стены храма белые, а четырёхскатная крыша
и купола зелёные, словно нарочно под цвет окружающего леса.
В левой части картины изображена одноглавая церковь с колокольней,
«моделью» для которой стала Саввино-Сторожёвская обитель. И снова
— белый и зелёный цвета: белые стены храма и колокольни, зелёная
крыша, с которой поднимается небольшой купол церкви. А надо всем
этим — речкой, ветхим мостиком, величественными куполами храмов
— ясное небо, по которому неторопливо плывут облака, озарённые закатными
отблесками.
Дальний лесистый берег с храмами и небо с облаками отражаются в
воде, как в зеркале. Художник живо воссоздал атмосферу летнего дня,
точнее, вечера, когда ещё светло. И ощущение тишины — не только
физической тишины, отсутствие лишних звуков, кроме звуков природы
— но и тишины внутренней, умиротворённого созерцания, тоже явственно
ощущается при взгляде на картину Левитана. Удивительно, как посредством
красок удалось это передать; удивительно вдвойне, если вспомнить,
что жизнь самого художника была полна тревог и невзгод, что он был
серьёзно болен и подвержен приступам тяжёлой меланхолии. Видимо,
истинный мастер, когда творит, живёт иной жизнью, чем в остальное
время. Какие бы бури не тревожили душу самого художника, на его
картине — тихий уголок душевного покоя, в лесной глуши, вдали от
земных соблазнов...