Сочинение.
"Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех"
(Н. Федоров). (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир")
«Жить нужно не для себя и не для других, а со
всеми и для всех». Эти слова русского мыслителя-утописта XIX века
Н.Ф. Федорова очень точно определяют лучшие черты русского характера,
не требующие ненужных жертв, аскетического самопожертвования и обладающие
высшей духовной формой человеческого сосуществования. Ведь именно
желание жить для людей и среди людей скрасило сравнительно недолгую
жизнь гончаровского Обломова.
Через тяжкие
испытания с людьми и к людям проходит свой жизненный путь Иван Флягин
— «Очарованный странник» Лескова. «Со всеми и для всех» живут герои
Чернышевского и некрасовский Гриша Добросклонов.
«Жить со
всеми и для всех» — жизненный девиз многих толстовских героев, особенно
героев романа-эпопеи «Война и мир», где каждый воспринимает его
на уровне подсознания и на протяжении всей своей жизни идет к его
пониманию. При этом в зависимости от воспитания, образования и социального
положения каждый формулирует этот закон по-своему, не меняется только
суть.
Так, солдат
Апшеронского полка Платон Каратаев считал, что «человек есть капля
в людском море, а его жизнь имеет смысл и назначение лишь как часть
и одновременно отражение этого целого».
В то время
как главный герой романа Пьер Безухов постиг сначала интуитивно,
а затем и разумом начинает осознавать себя частью целого мира: с
людьми для людей. Он пришел к этому пониманию долгим сложным путем.
Поначалу
Петр Кириллович Безухов — незаконнорожденный сын богатого и знатного
вельможи, признанный законным наследником лишь после смерти отца,
— испытывает некоторую дисгармонию, поскольку его добрые и разумные
намерения постоянно приходят в противоречие со страстями. Но после
целого ряда испытаний: неудачного брака с Элен Курагиной, разочарование
в масонстве, а главное, участие в войне 1812 года, французский плен
— к полной гармонии и единению с людьми.
Не менее
сложным был путь прихода к людям и другого главного героя «Войны
и мира» — князя Андрея Николаевича Болконского. Андрей Болконский
умен, смел, глубоко порядочен, безукоризненно честен и горд и по-своему
очень несчастен. И только «приход к людям», единение с ними, которое
он открыл для себя незадолго до смерти стало для него высшим откровение,
приблизившим его к смерти.
«Со всеми
и для всех» живет и главная героиня толстовского романа «Война и
мир» — Наташа Ростова. Во всем романе почти нет ни одного эпизода,
в котором Наташа была бы в одиночестве. Юную графиню всегда окружают
люди, которые ее любят и которых любит она.
Однако
примером того, что «жить нужно не для себя и не для других, а со
всеми и для всех» может служить и образ, пожалуй, самой любимой
героини Л.Н. Толстого — Марии Болконской, младшей сестры князя Андрея.
В отличие от Наташи Ростовой, которая в силу врожденной живости
и эмоциональности «…не удостаивает быть умной» и допускает ошибки,
которые окружающие ее люди рано или поздно прощают ей, то у княжны
Марьи особенность самой прощать. Она живет с людьми и для всех,
при этом не переходя к самопожертвованию.
Л.Н. Толстой
всегда считал, что люди, которые только приносят себя в жертву,
живя для других, — «пустоцветы», подобно Соне. Княжна Марья же необходима
людям, потому что она не просто живет с ними, но и для них. Вот
почему одним из ключевых эпизодов, раскрывающих образ княжны Марьи,
стал эпизод прощания умирающего старого князя с дочерью. Старый
князь, который, казалось бы, не умеет в силу своего характера быть
теплым, неожиданно произнес: «Спасибо тебе … дочь, дружок … за все,
за все … прости. Спасибо … прости … спасибо!»
В одной
из критических работ о княжне Марье было сказано: «Княжна Марья
стремится найти правду в отношениях людей, истоки радостного сближения
и горестных утрат». Ее простым человеческим счастьем Л.Н. Толстой
проиллюстрировал правоту слов: «Жить нужно … со всеми и для всех».