Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 9 класс. Проблема "Творческая личность и общество" в рассказах В.М. Шукшина

    
     Любимые герои В. М. Шукшина - люди ищущие, творческие, трепетно относящиеся к жизни. Большинство из них - «с чудинкой», необычные, странные. Но их главное отличительное свойство состоит в том, что это художественные, артистичные натуры. Часто (вернее, почти всегда) их творчество не признают, смеются над ним, не понимая, что в душе человека живет целый мир, просто он не умеет красиво выразить свои мысли и чувства. Мне кажется, что многих героев Шукшина можно назвать творческими личностями, не признанными обществом. И это несмотря на их бездарность. Звучит парадоксально. Действительно, зачем общество должно признавать бездарности? Но, если взглянуть на проблему с другой стороны, часто ведь люди даже не хотят заглянуть в душу того, кто находится рядом с ними, а душа эта мечтает о самовыражении и понимании.
Например, рассказ «Пьедестал». Бывший заключенный, а ныне оформитель вывесок, плакатов и афиш, Константин Смородин в свободное время создает «холст», изображающий самоубийцу. А делает он это, следуя завету своего учителя, дяди Ивана: если тебе нечего делать - складывай песню. Или рисуй. Или играй на балалайке. Словом, занимайся хоть чем-нибудь. И Смородин занимается своим холстом, занимается даже с некоторой злостью и ожесточением. Он ждет визита известного художника, который должен оценить его картину, со страхом и волнением. Читая рассказ, тоже поневоле испытываешь волнение, хотя подсознательно уже знаешь, каков будет вердикт художника. И как потом, после «приговора», Смородин ни утешает жену тем, что пригласит других художников, более компетентных, становится ясно, что и они тоже ничего хорошего про картину не скажут. Но не это важно Шукшину. То, как Смородин утешает свою жену, и есть настоящее искусство - искусство любви, доброты, понимания. Смородин и сам не понимает, насколько велик он в этом, сколько душевных сил таится в нем.
Вспоминается и еще один рассказ Шукшина - «Микроскоп». Опять же герой его - простой рабочий, Андрей Ерин. На скопленные деньги он покупает микроскоп, чтобы «изучать» жизнь микробов. Конечно, у него нет ни призвания, ни достаточного образования, чтобы заниматься этим. Но у него есть рвение. Жена только смеется над ним, не видя, как изменился муж. Ему уже не до выпивок. В голове у него одна мысль: как бороться с микробами. И снова мы наблюдаем огромный душевный и творческий потенциал, который пытается найти хоть какой-то выход.
Или вспомним рассказ «Мастер». Семка Рысь - мастер на все руки, «прирожденный столяр». В своем деле он виртуоз. Более того, он обладает тонкой, чувствительной ко всему прекрасному душой. Он видит маленькую заброшенную церковь и загорается желанием ее отреставрировать. Его хождения по инстанциям не приводят к желанному результату. Напротив, Семке сообщают, что церковь вовсе не является историческим памятникам, а те детали, которые он принял за особые находки архитектора, оказались всего лишь данью необходимости. Никто не разрешил Семке реставрировать церковь, но глубоко в душе его поселилась боль. Это боль от нереализованной мечты. Никто не понял, не поддержал, не посочувствовал. Из-за людской черствости и равнодушия в душе человека поселяется безысходная тоска.
Такая ситуация встречается в очень многих рассказах Шукшина. Человек хочет донести что-то до окружающих, он буквально кричит о том, что у него в душе, а в ответ получает в лучшем случае молчание и равнодушие, в худшем - насмешки и издевательства. Иван Петин пишет «раскас» о своей боли, о страшной боли. Но как воспринимает «раскас» редактор? Он улыбается, почти смеется, потому что видит внешнюю нелепость, но не чувствует внутренней сути: боли, страдания, желания облегчить свои душевные муки, поведав о них людям. Роман Звягин из рассказа «Забуксовал» вдруг серьезно задумывается о том, кого же везет Русь-тройка. Неужели Чичикова? Школьный учитель, к которому он идет с этим вопросом, смеется. А ведь, если вдуматься, то Роман - тоже творческая личность. Творческая потому, что ищет, мучительно и неотступно, ответов на вопросы. Точно также ищет смешной человек Н. Н. Князев, исписавший восемь тетрадей своими размышлениями о государстве, размышлениями глупыми и банальными. Но если нет у человека способностей к чему-либо, а он все равно стремится это делать, хотя 6ы за это нужно уважать его. Другое дело, что с его стороны неуважительно навязывать свои размышления каждому встречному. Но это уже другой вопрос.
Конечно, действующие лица рассказов Шукшина не обладают особенно выдающимися способностями. Это простые рабочие, крестьяне, бригадиры, шоферы. Но очень важно, что эти герои находятся в непрерывном душевном поиске, порой очень мучительном. Люди смеются над ними, а они упорно делают то, что считают нужным. В этом великая сила «маленьких людей», может быть, даже талант в своем роде. А обществу нужно научиться внимательней и бережней относиться к чудакам. Вдруг они все-таки создадут нечто гениальное?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта