Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 9 класс. Стихотворение Жуковского "Море" (восприятие, истолкование, оценка)

Очень многие русские поэты обращались к морской тематике, и одни из первых - Пушкин, Тютчев и Лермонтов. Но их опередил Жуковский, который был чуть старше и писал чуть раньше. Морская стихия - благодатная тема, о нем можно писать бесконечно и стихи будут разными, поскольку и само море бесконечно и разнообразно. Оно может быть символом свободы, жизни, бесконечности в зависимости от того, что испытывает поэт, глядя на него в этот момент. Настроение влияет на восприятие моря и, наоборот, море влияет на настроение. Только одно чувство нельзя испытать на море, это чувства скуки, если только вы не совсем бесчувственны и не привыкли видеть его каждый день.
В поэзии Жуковского нет еще той отточенности, которая появится у Пушкина, но не нужно забывать, что здание русской поэзии строилось не сразу. Начинали Тредиаковский, Ломоносов и Державин. У них еще много нечетких рифм и часто сбивается ритм. Жуковский писал чуть позже, но и он еще не достиг идеала. Бывает, что в его стихах чувствуется натянутость, выспренность, если начать сравнивать с тем же Пушкиным; этим, кстати, занимался Белинский, находя у Жуковского немало неестественных оборотов и фраз. Однако Жуковский вполне владеет своим пером, и «Море» - тому доказательство. Неестественным назвать это стихотворение язык не поворачивается, наоборот, оно необычайно гармонично.
Стихотворение обращено непосредственно к морю, буквально в каждой строке встречаем «ты», «ты», «ты». Эта лишь подчеркивает, что Жуковский воспринимал море как одушевленное существо, наделенное чувствами и мыслями:

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.

Как очень многие чувствительные личности, поэт чувствует, что в море заключена какая-то сокровенная тайна, загадка, иначе почему люди так тянутся к нему, так стремятся заглянуть в его темную душу? Жуковский просит у распростершейся перед ним стихии:

Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?

Если у моря есть душа, значит она, подобна человеческой душе, должна стремиться к чему-нибудь. Как человек оно должно любить и ненавидеть, радоваться и страдать. Море может быть приветливым, ласковым, улыбчивым, добрым. Но оно; опять же, подобно некоторым людям. Они настолько доброжелательны, что не возникает даже легкого подозрения, насколько они могут быть опасны, если их обидеть или разозлить. Так же и море спокойно и чисто до той поры, пока у него не отнимут небо:

Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.

Не может быть ничего опаснее бушующего моря, в такие минуты она не знает жалости и пощады и переворачивает шлюпки, час назад мирно качавшиеся на его волнах. В этом и заключается главная загадка моря, которую мы не разгадаем никогда:

Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Человека всегда непостижимым образом влекло то, чего он не мог понять, чему не мог дать разумного объяснения. Море принадлежит к числу таких влекущих таинственных вещей. Единственное, что мы можем делать, это восхищаться им, но мы, простые люди, восхищаемся в мыслях, а поэты наделены драгоценным даром выразить свой восторг в словах. Как разительно отличается море, описанное Жуковским, от моря, которое позже воспоет Тютчев, насколько непохожа лазурная дневная гладь на «сизо-черную» ночную? Объединяет два столь разных стихотворения насыщенность их разнообразными цветами, оттенками, светом, тенью. Задумаемся, как смог Жуковский так ярко описать море. Конечно, с помощью неуловимых светотеней: «лазурное море», «светлое небо», «светозарная лазурь», «облака золотые», «враждебная мгла», «сладостный блеск», «темные тучи», «утренний свет». Казалось бы, одни полутона и полутени, но картина, возникающая перед мысленным взором, ярка и объемна. Видимо, секрет заключается в гении поэта, который каким-то особым образом соединил цвет, свет и звук. Понять, Как он это сделал, невозможно, можно только почувствовать, услышать, увидеть.
В стихотворении нет рифмы, но оно подчиняется всем законам поэзии и может быть признано образцом поэтического мастерства. Конечно, Жуковский не Пушкин, но и он сделал свой весомый вклад в литературу и его море, так непохожее на пушкинское, тютчевское или лермонтовское, осталось навеки в нашей русской поэзии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы по Литературе

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта