Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 9 класс. Тема любви в произведениях русской литературы XIX века

Тема любви волновала всех писателей во все времена. Ведь любовь - одно из самых многозначных, сильных и всепоглощающих чувств. Каждая эпоха вносила что-то новое в литературу о любви. Начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая книгами современных авторов, мы найдем в литературе множество проявлений этого странного и неподвластного логике чувства.
С тех самых пор как Ярославна на стене взывала к своему далекому мужу, каждый новый век обогащал литературу о любви новыми произведениями. Но в этом отношении ХIХ столетие неизмеримо богаче остальных. «3олотой век» русской литературы... Время, когда творили Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Гончаров. А чуть позже на смену им пришли Чехов, Куприн, Бунин. Не меньше талантливых авторов писали и позже, но надо помнить, что ХХ век - кровавое время войн и революций. Поэтому акценты в литературе несколько сместились. Меньше стали думать о любви, больше - о ходе истории. Так что ХIХ век, безусловно, остается непревзойденным в отношении многообразия литературы о любви.
Думаю, раз уж речь зашла о любви, то первый, о ком следует упомянуть - Пушкин. Поэт, все творчество которого пронизано этим чувством. Он, как человек тонкой душевной организации, действительно умел любить. Не только женщину, но и свою Родину, своих друзей, наконец, свою жизнь. Человек, умеющий любить жизнь, наделен неоценимым даром. Такой человек умеет взять от жизни все те наслаждения, которые она предлагает. Жизнелюбие Пушкина было потрясающим. Конечно, немаловажную роль в его жизни играли женщины. Немало волшебных строк посвятил Пушкин своим возлюбленным. Именно благодаря любви родились те строки, которые мы сейчас причисляем к неоценимому литературному наследию ХIХ столетия:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное видение,
Как гений чистой красоты.

Счастлива та женщина, которой посвятили такие строки. Ведь именно благодаря им имя Анны Петровны Керн все еще помнят по прошествии почти двухсот лет. Мне кажется, что лучше и полнее, чем Пушкин в этих четырех строках о любви не сказал никто и никогда.
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» задает тон всей любовной лирике ХIХ века. Сколько поэтов посвящали себя именно любви... Но мне хочется вспомнить сейчас автора, о любовной лирике которого мы знаем сейчас достаточно мало, поскольку воспринимаем его в основном как «народного заступника» и поэта, озадаченного скорее социальными, нежели любовными переживаниями. Я говорю о Некрасове. Иногда, мне кажется, мы воспринимаем его чересчур серьезно. Думаю, что стоит посмотреть на творчество этого поэта с несколько иной точки зрения. Ведь он писал и о любви тоже.
По духу, по настроению любовные стихотворения Некрасова мало отличаются от его социальной лирики. Поэт весьма мрачно смотрел на жизнь и на любовь в том числе. Любовь у поэта предстает как нечто темное, мрачное, трагическое.
Часто лирическая героиня некрасовских стихотворений - «падшая женщина». Причем грехопадение ее происходит не от безнравственности, а от безысходности. Даже в любовной лирике прорывается гражданский пафос Некрасова. Названия некрасовских стихотворений говорят сами за себя: «Давно отвергнутый тобою...», «Я посетил твое кладбище», «Ах, ты, страсть роковая, бесплодная...» Словом все та же излюбленная некрасовская тема «бедного человека», но переплетающаяся с темой любовной.
Впрочем, если вспомнить «панаевский цикл», писавшийся на протяжении тридцати лет, то в нем почти не слышны социальные мотивы. Здесь, помимо мук любви, поэт обращается и к ее радостям. Помимо прозы жизни показывает читателю и поэтику высоких отношений.
Некрасовская и пушкинская лирика - как два противоположных полюса. Если у Пушкина основной признак любовной лирики - жизнелюбие, то у Некрасова - трагизм отношений, мрачная сторона любви. Но все же эти два поэта очень близки в одном - обоих их вдохновляли возлюбленные. Именно поэтому читатель чувствует искренность слов. И может выбрать, какой из взглядов на жизнь ему больше по душе - пушкинский или некрасовский.
Однако не будем забывать, что ХIХ век подарил нам не меньше прекрасных прозаических, чем стихотворных произведений. Думаю, стоит упомянуть здесь о Гончарове. Откроем любой его роман: без любовной драмы не обходится. Вспомним хотя бы Обломова и Ольгу Ильинскую. Любящий человек обычно способен ради любимого существа на многие жертвы. Так и обломов практически преодолевает ради Ольги свою душевную лень. Жаль, что ему не хватило какой-то секунды, может быть, последнего, самого главного усилия. Свое счастье разрушил сам обломов. Впрочем, в романе внимание автора сосредоточено все-таки не на любви.
А вот в «обрыве» любовь играет одну из главных ролей. Если можно так выразиться, автор показывает нам различные ипостаси любви между мужчиной и женщиной. Перед нами два противоположных примера: Марфинька с Викентьевым и Вера с Марком. Первая пара - это не особенно глубокие, «порхающие люди». Но именно благодаря этим своим чертам они нашли друг друга. Их наивность, простодушие, детская непосредственность и детское же восприятие жизни сблизили их. Пусть их чувству не хватает осмысленности, глубины и страсти, но они обладают, тем не менее, другими качествами. Их дружелюбный настрой, любовь к жизни и неумение (а может быть нежелание) видеть темные стороны человеческого существования - залог того, что союз их прочен и долговечен. Но ни взлетов, ни падений, ни всепоглощающей страсти Марфиньке с Викентьевым не испытать.
Познать страсть, взлеты и падения - удел натур мыслящих, сильных и страстных. Таких как Вера с Марком. Судьба наградила их возможностью испытать сильнейшие чувства. Конечно, только друг в друге могли они найти достойного партнера. Но в силу этих же причин они не могли существовать бок о бок. Это происходит оттого, что каждый имеет твердые убеждения, которые вряд ли удастся поколебать противоположной стороне. Изначально Вера с Марком могли рассчитывать лишь на короткий, хотя и страстный, роман. Ведь жить вместе два лидера, две сильные натуры никогда не смогут. Увы, вряд ли Вера это осознает. Ведь любовь не рассуждает, не слушает доводов разума. Любовь - чувство нелогичное. Сколько ни рассуждай о ненужности или неразумности того или иного поступка, но поступишь всегда по велению сердца. Как и произошло с Верой, когда она переступила свои принципы. Так же произошло и с Марком, который тоже, вопреки своим убеждениям, предложил, в конце концов, Вере венчаться.
Естественно, ни Марфинька, ни Викентьев никогда не поступятся своими принципами. В общем-то, принципов этих и нет. Есть какие-то с детства воспринятые нормы морали и поведения. Но у этих простых натур вряд ли случится в жизни ситуация, когда они встанут перед мучительной проблемой выбора, как это произошло с Верой.
Нашел ли Гончаров в процессе своего творчества «настоящую любовь»? Пожалуй, нет. Ведь нет ничего идеального. Но он показал, что любовь может быть разной. И несет столько же темных ощущений, сколько и светлых чувств. То есть любовь может быть такой, как у Пушкина, а может - такой, как у Некрасова. Кто же прав из них? Кто показал настоящую любовь? Все и никто. Любовь - химера. Описать ее, загнать в рамки сухих определений не получается.
Впрочем, «ту самую» или, как еще говорят, «одну на миллион» любовь показал Куприн в своем «Гранатовом браслете». Прочитав этот рассказ, понимаем, что очень важно суметь увидеть, разглядеть, понять любовь среди обыденности. Почему мы ищем Любовь в освещенных и парадных бальных залах? Она может скрываться где угодно. Например, в бедном жилище телеграфиста Желткова. Любовь, о которой мечтают... Любовь, ничего не требующая для себя, оберегающая, теплая, нежная и незаметная. Ведь истинное чувство не кричит о себе.
Какова же любовь? Как узнать ее? В ХIХ веке многие писатели пытались найти ответ. Но парадокс в том, что каждый человек на эти вопросы может найти ответы только сам для себя. А впрочем, в этом, помимо жизненного опыта, могут помочь книги. Именно они призваны помочь нам сориентироваться в жизни. И кто знает, может быть, читая произведения Пушкина, Некрасова, Гончарова, Куприна и многих-многих других, мы сумеем лучше разглядеть истинное чувство и оценить его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта