Сочинение.
"Счастье и радость жизни... в правде..." (А.П. Чехов).
(По пьесе М. Горького "На дне")
Слово
«правда» лейтмотивом проходит через всю пьесу Максима Горького «На
дне». Но правда в этом произведении неоднозначна. С одной стороны,
это правда реальной ничтожной жизни, а с другой стороны, это правда,
вымышленная, та, которую люди хотели бы видеть. Уже в начале пьесы
ставится вопрос: какая же правда нужнее человеку — истина или мир
иллюзий?
В
произведении Горького конфликт правд — это конфликт реального настоящего
не только с желаемым будущим, но и с утерянным прошлым. Мы не знаем,
какими путями действующие лица пьесы попали в ночлежку, но из их
диалогов мы узнаем, кем они были и как жили раньше. Некоторые из
них, такие, как Барон и Актер, до того, как опуститься на самое
дно, были довольны своей жизнью. Теперь же никто и по имени-то их
не называет. Они постоянно грезят о своем прошлом, каждый раз по-новому
приукрашая свой рассказ. Такие, как Анна, Настя, Васька Пепел и
Клещ, никогда лучшей жизни и не видели. Они лишь мечтают о ней.
Чахоточная Анна надеется на успокоение после смерти, так как при
жизни она только мучилась, «над каждым кусочком хлеба тряслась»
и «всю жизнь в отрепьях ходила». Молодая Настя, которой также нечего
вспомнить, уходит от реальности в воображаемый мир большой и «чистой
любви». Потомственный вор Васька Пепел мечтает покончить со своим
прошлым и начать жить заново. Рабочий Клещ верит в то, что честный
труд поможет стать ему человеком. Герои пьесы ищут опору и спасение
в уходе от жестокой реальности. И поддержку в этом они находят у
странника Луки, зашедшего к ним в ночлежку. Для Луки правдой человека
является та правда, в которую сам человек хочет верить. Лука считает,
что вера способна заменить страшную действительность, увести от
нее в мир прекрасных иллюзий. Лука зарождает надежду в душе человека,
старается облегчить их участь. Умирающей Анне он внушает, что есть
загробная жизнь, где нет мук и страданий. Актера уверяет в существовании
бесплатных лечебниц для алкоголиков. Ваське Пеплу советует отправиться
в Сибирь, где можно начать вольную честную жизнь. Для каждого Лука
находит доброе слово, к каждому относится с лаской и состраданием.
Чтобы объяснить свое поведение, Лука рассказывает притчу о праведной
земле: жил один человек, который верил в существование праведной
земли, а, потеряв эту веру, повесился. Этой притчей Лука хотел показать
спасительную силу веры, которая действует на человека как обезболивающее
лекарство. Но трагедия несбыточности надежд отражена в каждом герое.
Актер повесился, Пепел угодил в тюрьму, Наташа пропала. Так зачем
же Лука вселял в них веру в несбыточные мечты? Многие годы Лука
рассматривался литературоведами как отрицательный персонаж. Они
видели в нем «лукавого», искусителя, черствого и равнодушного к
людям человека. Его так называемая «спасительная ложь» никого не
спасла, а, наоборот погубила. К тому же в годы классовой борьбы
смирение и рабская покорность перед угнетателями, примирение с врагом
считались настоящим преступлением. Сегодня, конечно, образ Луки
прочитывается совсем по-другому. Но до сих пор он остается единственным
персонажем в пьесе, вызывающим столько споров.
Главным оппонентом Луки в споре о
правде считают Сатина, который понимает Луку: «Он врал… только из
жалости к вам». Но Сатин полностью отвергает философию старца: «Ложь
— религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!» Сатин
высказывает общую мысль о человеке: «Надо уважать человека! Не жалеть,
…не унижать его жалостью, …уважать надо!». Он считает, что человек
не должен смиряться с действительностью, а должен пытаться изменить
ее: «Человек свободен. Человек — вот правда. Все в человеке, все
для человека. Существует только человек, все же остальное — дело
его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!» Но, несмотря на
такие решительные призывы, босяки в силу трагического стечения обстоятельств
бессильны что-либо изменить в своей жизни. Сам Сатин не пригоден
к настоящему делу. Он умеет лишь видеть правду и показывать ее людям.
Сам
Горький писал о пьесе: «Основной вопрос, который я хотел поставить,
это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить
сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Каждое
поколение читателей на это отвечало по-разному. Но фактического
ответа на вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?» — в пьесе
нет.