Сочинение.
"Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала..."
(Ф.М. Достоевский). (По произведениям В.М. Шукшина)
Произведения
подлинного искусства раскрываются перед человеком не сразу. Чтение
художественной литературы — процесс, требующий творческих усилий
читателя, захватывающий обязательно и интеллектуальную, и эмоциональную
сферы. Творчество настоящего писателя гуманно по всей сущности.
И цель его — каждого человека призвать к совершенствованию ума и
души, научить его радоваться красоте, наслаждаться ею, понимать
ее.
Совсем недавно я открыла для себя
творчество В. Шукшина, которое потрясло меня своей глубиной и своеобразием.
Поэтому, выбрав тему экзаменационного сочинения, я не могу не поделиться
своими мыслями об этом писателе.
Земля — образ конкретный и поэтически
многозначный в творчестве В. Шукшина. Дом родной и родная деревня,
пашня, степь, мать — сыра земля... Шукшин пишет о бесконечности
жизни и уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, о необъемлемо
притягательной силе земли. Этот всеобъемлющий образ естественно
становится центром содержания творчества Шукшина: образной системы,
художественных концепций, нравственно-эстетических идеалов и поэтики.
Писал ли Шукшин Любавиных, мрачных
и жестоких собственников, вольнолюбивого мятежника Степана Разина,
рассказывал ли о разгроме деревенских семей, прощании его со всем
земным, ставил ли фильмы о Пашке Колокольникове, Иване Расторгуеве,
братьях Громовых, Егоре Прокудине, писатель изображал героев на
фоне конкретных и обобщенных образов реки, дороги, бесконечного
простора пашни, отчего дома, безвестных могил. Шукшин наполняет
этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, решая кардинальную
проблему: что есть Человек? в чем суть его бытия?
Земля у Шукшина — образ исторический.
Ее судьба и судьбы людей едины, и разорвать эти вечные связи невозможно
без трагически необратимых катастроф и гибельных последствий. Судьбы
сегодняшние — продолжение звеньев исторической цепи поколений. Прочны
ли эти звенья и как они спаяны? — размышляет Шукшин. Прослеживая
жизненный путь отцов и детей, представляющих разные поколения и
стоящие за ними эпохи, Шукшин стремится раскрыть их духовный мир,
радости и заботы, смысл бытия, во имя чего прожита жизнь.
В рассказе «Дядя Ермолай» этот вопрос
остается без ответа. Нужно много взвесить, распознать, обдумать,
сопоставить, чтобы понять характер, душу людей старшего поколения.
Размышления над смыслом жизни старших поколений неизменно возвращают
писателя к извечным и простым истинам: земля, труд, дом, — составляющим
основу бытия. Да, в этом круге замыкались все радости и все интересы,
огорчения и заботы дяди Ермолая, его поколения, его отца, деда и
далее — в глубину прошлого — уходили проверенные искомые истины.
Но оставалась неразгаданной тайна прочности, устойчивости этих истин.
Тайна извечного притяжения земли и дома. Обогащение, обновление,
даже усложнения содержания исконных понятий и представлений о земле
и родном доме в творчестве Шукшина вполне закономерно. За всем этим
— самобытность мировосприятия писателя, его жизненного опыта, обостренное
чувство родины, художническая проникновенность, рожденные в новую
эпоху жизни народа. Совершенно естественно пристальное внимание
Шукшина к современным социальным процессам. Он «допрашивает» наше
время, изучает своего современника, чей духовный мир пытается разгадать
и обрисовать.
Проза Шукшина остродраматична, психологически
уплотнена. Характеры изображаются в напряженно-кризисные моменты
выбора, самопознания, трагического прощания с жизнью, разочарования
или необычайных открытий. При этом внутреннее состояние героя как
будто обнажено.
Мы узнаем все о человеке: угадываем
дисгармонию души, распад с миром, драматизм нравственных поисков
или, напротив — высшую гармонию с миром, людьми.
«Человеку приснилась родная деревня.
Идет будто он берегом реки... В том месте реки — затон. Тихо. Никого,
ни одной живой души вокруг... В душу с тишиной вместе вкрадывается
беспокойно-нежное чувство ко всему на свете», — пишет Шукшин в своем
рассказе «Два письма». А вот из рассказа «Горе»: «Это даже не думается,
что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притаишься где-нибудь на
задах огородов, в лопухах, — сердце замирает от необъяснимой, тайной
радости. Жалко, мало у нас в жизни таких ночей».
Напряженно-возвышенное духовное состояние
героя рождается в момент высшей гармонии — слияния с природой. Писатель
акцентирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют
добрые и светлые чувства. Поиски ответов на вечные вопросы о смысле
жизни и преемственности поколений требуют от писателя анализа чувств.
Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности
терпения и доброты — через них познается человек, а через него —
время и сущность бытия. Пути постижения писателем бытия ведут его
к познанию глубин души человеческой. А в этом — ключ к решению и
древних, и новых загадок жизни. Узнавая дорогих Шукшину героев,
убеждаешься в одном: выше всего, прекраснее и глубже не переживания,
которые испытывает человек, приобщаясь к природе, постигая извечную
власть и обаяние земли, бесконечность человеческой жизни. Убеждаешься
в этом, прочитав такие произведения, как «Залетный», «Верую!», «И
разыгрались же кони в поле», "Алеша Бесконвойный".
Совершенно
закономерно, что в центре поэтического ряда «люди — земля» выделен
образ матери, с ее терпением, добротой, великодушием, жалостью.
Поэтизируя простую деревенскую женщину-мать, Шукшин изображает ее
хранительницей дома, земли, извечных семейных устоев и традиций.
В старой матери-труженице Шукшин видит истинную опору для человека
в превратностях судьбы, она для писателя — воплощение надежды, мудрости,
доброты и милосердия.
В
киноповестях и фильмах Шукшина «Брат мой...», «Живет такой парень»,
«Печки-лавочки», «Калина красная» найдены характеры, отвечающие
положительным идеалам писателя и драматурга, — Пашка Колокольников,
Семен Громов, Иван Расторгуев, Люба Байкалова. Пашка Колокольников
живет просто, не отдавая себе отчета в привязанностях, в необходимости
поступать по велению разума. Его натура противится какому-либо нравственному
диктату, потому что руководствуется сердцем. Но деятельное добро
— проявление непосредственного, сердечного внимания, которое никем
не подписано и не запланировано. Особенно интересен характер Любы
Байкаловой. В этом характере сосредоточены и выявлены крупно, убедительно
начала гармонической личности. Люба Байкалова, с ее умом, сердечностью,
верностью нравственным устоям семьи — человек обаятельный, активный.
Люба не обретает счастья в жизни, переживая утраты, сталкиваясь
с чуждыми ее духу силами, но характер героини Шукшина несет в себе
идеалы добра, чистоты и душевности. Возможности этой натуры, по
мысли автора, далеко не исчерпаны.
Художественный
мир Шукшина — многолюдный, «многошумящий», динамичный, живописный.
Создается иллюзия полной естественности его, совершенного единства
с реальностью. Океан жизни, как бы вытиснув в момент могучего волнения
этот образный мир, не оставил свой бесконечный бег. За ушедшими
придут новые поколения. Жизнь нескончаема и беспредельна.
На уроках литературы мы изучали понятие
о конфликте. На мой взгляд, творчество Шукшина не дает четкого ответа
на основные вопросы бытия. В этом его прелесть. Не давать однозначного
ответа, а научить читателя думать, домысливать, сопереживать.