Сочинение.
"Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека..."
(В.Г. Белинский). (По пьесе М. Горького "На дне")
В
творчестве Максима Горького проблема гуманизма всегда занимала большое
место. Но лишь в одном произведении она стала центральной темой.
Это гениальная, созданная в 1902 году, социально-философская драма
«На дне», породившая огромное количество критической литературы
и получившая небывалую по широте и многообразию сценическую жизнь.
Название пьесы неоднократно менялось: «Без солнца», «Ночлежка»,
«Дно», «На дне жизни», — пока Горький не нашел то название, которое
мы знаем сейчас.
В своей пьесе Горький вывел на сцену
босяков, которых суровая действительность выбросила на самое дно
жизни. Они вынуждены ютиться в костылевской ночлежке — сыром подвале,
«похожем на пещеру». Под сводами этого страшного подземелья оказались
люди самого различного характера и социального происхождения. Это
рабочий Клещ, мечтающий честным трудом вырваться из ночлежки. «Кожу
сдеру, а вылезу», — с уверенностью говорит он. Это спившийся Актер,
живущий воспоминаниями о своей прошлой сценической жизни. Это Барон,
лишившийся своих денег и титула. Это молодая девица Настя, мечтающая
о большой и светлой любви. Это чахоточная Анна, всю жизнь трясущаяся
над каждым кусочком хлеба. Это Наташа и Пепел, верящие в счастливое
будущее. Все эти люди живут в мечтах и воспоминаниях. Они не хотят
видеть всю правду их настоящей повседневной жизни, правду «дна»,
из которого почти никому не удавалась выбраться. Каждый герой пьесы
ищет опору в уходе от жестокой реальности, обманывая себя верой
в светлое будущее. Носителем философии такой веры является странник
Лука, зашедший в ночлежку. Именно с его приходом в душах людей начинают
происходить некоторые изменения. Лука тонко чувствует людей, видит,
во что они верят и какое доброе слово нужно сказать каждому из них.
Он успокоил умирающую Анну, убедив ее в том, что она будет счастлива
в загробной жизни. Благодаря Луке Актер задумал лечиться от пьянства,
поверив в существование бесплатных лечебниц. Потомственный вор Васька
Пепел решает начать новую порядочную жизнь. По мнению Луки, вера
может заменить страшную реальность, поможет человеку уйти в мир
прекрасных иллюзий. Лука считает человека существом слабым, нуждающимся
в постоянной поддержке. Он считает, что спасти человека может не
насилие или тюрьма, а только добро. Почти во всем противоположна
позиции Луки позиция Сатина. Он понимает, почему Лука давал людям
надежду: «Он врал… Но это только из жалости к вам… Кто слаб душой…
и кто питается чужими соками, — тем ложь нужна…» Ложь, по мнению
Сатина, — «религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!».
Сатин не принимает сострадания вообще: «Надо уважать человека! Не
жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Нужно не примирять
человека с действительностью, а заставить саму действительность
служить человеку: «Человек свободен. Человек — вот правда. Все в
человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное
— дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!»
Долгое
время литературоведы обвиняли Луку в том, что он проповедует примиренчество
вместо борьбы с классовым врагом за светлое будущее, и в том, что
в самый ответственный момент Лука уходит из ночлежки. В результате
Актер — повесился, Пепел — попал в тюрьму, Анна — умерла, Наташа
— исчезла. Когда Горький объяснял актерам МХАТа, как нужно играть
героев его пьесы, Луку он назвал человеком хитрым, который «сам
себе на уме». Но Москвин исполнил эту роль по-своему. Он изобразил
Луку искренним и добрым человеком, оказавшимся намного гуманнее,
чем шулер Сатин.
Так
что же важнее для человека: утешительный обман или горькая правда?
Кто гуманнее: Лука или Сатин? На этот вопрос Горький не дает нам
ответа в своей пьесе.