Сочинение.
"Общество находит в литературе свою действительную жизнь..."
(В.Г. Белинский). (По рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")
Александр
Исаевич Солженицын является одним из тех писателей, которые жили
и творили в трудные годы Советской России. Это была сталинская эпоха,
охарактеризованная господством в стране насилия, деспотизма, произвола
власти. Страдания народа, вызванные несправедливостью социального
строя, волновали писателя. Солженицын был одним из первых, кто сказал
правду о судьбе крестьянства, о его проблемах, изображая трагическую
жизнь поистине русского человека и причины его несчастья в рассказе
«Матренин двор».
Жители
деревни Тальново, в которой происходит действие рассказа, существуют
в ужасных условиях: отсутствуют электричество, билеты на железнодорожный
транспорт, медицинские учреждения. Вот как изобразил писатель дом
главной героини: «…-Изгнивала щепа, посерели от старости бревна
сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка». «Жребий
мой был — поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом,
в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми
плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для
красоты». Одиночество больной женщины скрашивали лишь «колченогая
кошка, мыши и тараканы, живущие за стенкой». Матрена даже «не держала
радио по бедности», из скотины имела лишь козу, которую она с трудом
прокармливала. «Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку,
себе — мелкую, а мне — с куриное яйцо».
Автор
описывает горькую жизнь колхозницы. Матрена потеряла мужа и шестерых
детей. «Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она
была больна, но не считалась инвалидом- она четверть века проработала
в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии
за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю
кормильца». Женщине приходилось долго ходить за справками, но ее
постоянно отсылали обратно. Все это говорит о бюрократических законах
страны, об эксплуатации государством простого народа. Крестьянство
не могло пользоваться продуктом своего же труда, все доставалось
правительственным органам: «рычали кругом экскаваторы на болотах,
но не продавалось торфу жителям, а только везли — начальству». Бабы
вынуждены были воровать торф, чтобы выжить зимой. Государство отрезало
огороды у тружеников страны, лишало их платы за тяжелый труд. «А
что — пенсия? — возражали другие. — Государство — оно минутное.
Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Действительно, государство
ни во что не ставило, не ценило главных кормильцев России. Крестьяне
не чувствовали себя свободными, в них пытались задавить, уничтожить
чувство собственного достоинства.
Такое
социальное неравенство повлияло на общество, на его мировоззрение.
В нечеловеческих условиях люди постепенно озлобляются, стараются
выжить любым путем, забывая о совести, честности, справедливости.
Матрену окружают жадные, корыстные люди. Ее родственников интересует
только нажива — старый Матренин дом, единственное, что осталось
у старой женщины. Они ведут спор о том, кому же достанется дом Матрены,
еще до ее смерти. Фаддея, человека, который когда-то любил бедную
женщину, трех сестер Матрены интересует только собственное благополучие.
Но Матрена живет по другим законам:
по законам добра, всепрощения, любви. Она постоянно откликается
на чужую просьбу, выполняет всякую тяжелую работу. Душа героини
полна чувства сострадания: из жалости приютила кошку, вырастила
чужую дочь. Это глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря
на трудности, Матрена находит радость в тяжелой жизни: в работе,
в общении с природой, даже в фикусах, которые она бросилась спасать
во время пожара. «Не гналась за обзаводом…- не выбивалась, чтобы
купить вещи и потом беречь их больше своей жизни», как это делало
большинство людей. «Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей
уродов и злодеев». Духовно Матрена выше своих односельчан. Но героиня
погибает. И трагедия ее в том, что обществу, в котором она жила,
чужды истинные человеческие стремления. Матрена одинока. «Не понятая
и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав
свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая
на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая
коза, колченогая кошка, фикусы…- Все мы жили рядом с ней и не поняли,
что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не
стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Трагизм рассказа заключается
в том, что материальное обнищание народа перерастает в духовное.
За жестокостью и черствостью люди не видят, не ценят и губят добро.