Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

Сочинения

Сочинение. "Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе - мы убьем свободу своими же руками..." (М. Горький). (По роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита")

К чему какие-то права, если мы лишены
свободы и спокойствия мыслей, если
наше внутреннее и самое личное "я" -
это закисшая лужа?
Анри Торо

    «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя. Со мной и поступили, как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе…»
    
Это строки из письма М. Булгакова И. Сталину. О чем оно? О затравленности, забиваемости камнями, гонимости известного писателя. Жить и работать свободно мешают, любые творческие начинания подавляются. Это ли не преступление против свободы личности?
    
Судьба М. Булгакова не единична. В одном ряду с ним могут быть названы имена Б. Пастернака, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Зощенко и много других.
    
Сопоставление писателя с волком не случайно. Мы можем увидеть данную метафору во многих стихотворениях поэтов XX века:

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей…

    Это стихотворение О. Мандельштама. В нем автор сравнивает себя с волком, которого пытается уничтожить век-волкодав, хотя сам поэт не хочет жить по волчьим законам.
    
Сравнение своего положения в обществе с загнанным зверем встречается и у Б. Пастернака:

Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу хода нет!

    И через десятилетия поэт В. Высоцкий, у которого при его жизни не было опубликовано ни строчки, напишет:

Рвусь из сил и из всех сухожилий,

Но сегодня не так, как вчера:

Обложили меня, обложили –

Но остались ни с чем егеря!

Идет охота на волков, идет охота —

На серых хищников, матерых и щенков:

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу — и пятна красные флажков.

    Высоцкий пишет о несвободе поэта в обществе, о том, как тяжело «выйти за флажки». Неважно, кто стоит у власти, человек, отличающийся независимостью суждений, преследуется. Сколько веков власть имущие пытаются лишить поэтов свободы, но все безрезультатно. Правители уходят и низвергаются потомками со своих пьедесталов, поэты же остаются в истории на века.
    
Созданный Булгаковым образ Мастера в произведении «Мастер и Маргарита» как нельзя лучше отражает это.
    
Мастер — историк по образованию, занимающийся переводами. Он широко образован. Это человек лет тридцати восьми, бритый, с острым носом и встревоженными глазами. Почему Булгаков назвал своего героя Мастером? «Мастер» означает высшую степень совершенства. Герой сочиняет роман, но не просто сочиняет, а проникает в саму суть жизни. Мастер — философ и творец. Его роман — воплощение той истины, которую несет людям Иисус, в книге это Иешуа. Роман Мастера завершен и… отвергнут. Все попытки писателя бороться за свой роман приводят к поражению. В конце концов Мастер оказывается в сумасшедшем доме, где лишается своего имени.
    
Человеку, открывшему истину, нет места в обычной жизни. Можно совершать преступления против личности, можно попытаться уничтожить свободу. Но эти попытки ни к чему не приведут.
    
Мастер, увидевший суть жизни и рассказавший о ней миру, выше тоталитарной власти. Булгаков сопоставляет своего героя с Иешуа, подчеркивает сходство между ними. Иешуа и Мастер — носители истины, утверждающей справедливость и милосердие как вечные ценности. Оба они непоняты и гонимы. Оба гибнут в том мире, в котором им довелось жить: один заканчивает жизнь в сумасшедшем доме; другой оказывается распятым на кресте. Но самое главное, и Мастер, и Иешуа воскресают для вечной жизни. Сгинул безымянный номер 118, зато писателю, которого зовут высоким словом «Мастер», дано бессмертие: «Ведь ваша подруга называет вас Мастером, ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы? Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны? Это смешно!» — говорит Мастеру Азазело.
    
И в финале романа Булгаков направляет своего героя по той же дороге, по которой уходит Иешуа — носитель истины. Такое сопоставление помогло Булгакову показать судьбу художника как вечную драму жизни. Конфликт носителя истины восходит своими корнями к подвигу Иисуса Христа. Самые лучшие люди, свободные душой, всегда преследуются. Так было во все времена. Художник, против свободы которого совершается преступление, обретает бессмертие в вечности.
    
Но как бы много зла ни было в мире, милосердие всегда торжествует в нем. Оно — составная часть истины, о которой все время ведется речь в романе. Первая ступень этой истины — справедливость.
    
Перед смертью Булгаков говорил своей жене: «Когда я умру, меня скоро начнут печатать. Журналы будут ссориться из-за меня, театры будут выхватывать друг у друга мои пьесы. И тебя всюду станут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне». Так и случилось. Почему же наше современное цивилизованное общество повторяет старые ошибки? Оно не ценит своих «Мастеров» при жизни, всячески стараясь умалить их свободу, и превозносит после смерти. Оно убивает свободу своими же руками. Но живут бессмертные произведения Булгакова, Ахматовой, Пастернака, напоминая нам, какими мы должны быть: свободными и независимыми, творцами своей собственной жизни.
    
Пусть свобода станет нашим жизненным компасом. Ведь только вооружившись ею, мы сможем воздвигнуть храм Истины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта