Сочинение.
"Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями
против личности, иначе - мы убьем свободу своими же руками..."
(М. Горький). (По роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
К чему какие-то права, если мы лишены
свободы и спокойствия мыслей, если
наше внутреннее и самое личное "я" -
это закисшая лужа?
Анри Торо
«На
широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный
литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет.
Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя.
Со мной и поступили, как с волком. И несколько лет гнали меня по
правилам литературной садки в огороженном дворе…»
Это
строки из письма М. Булгакова И. Сталину. О чем оно? О затравленности,
забиваемости камнями, гонимости известного писателя. Жить и работать
свободно мешают, любые творческие начинания подавляются. Это ли
не преступление против свободы личности?
Судьба
М. Булгакова не единична. В одном ряду с ним могут быть названы
имена Б. Пастернака, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Зощенко и
много других.
Сопоставление
писателя с волком не случайно. Мы можем увидеть данную метафору
во многих стихотворениях поэтов XX века:
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей…
Это
стихотворение О. Мандельштама. В нем автор сравнивает себя с волком,
которого пытается уничтожить век-волкодав, хотя сам поэт не хочет
жить по волчьим законам.
Сравнение
своего положения в обществе с загнанным зверем встречается и у Б.
Пастернака:
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет!
И
через десятилетия поэт В. Высоцкий, у которого при его жизни не
было опубликовано ни строчки, напишет:
Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня не так,
как вчера:
Обложили меня, обложили –
Но остались ни с чем егеря!
Идет охота на волков, идет охота
—
На серых хищников, матерых и щенков:
Кричат загонщики,
и лают псы до рвоты,
Кровь на снегу —
и пятна красные флажков.
Высоцкий
пишет о несвободе поэта в обществе, о том, как тяжело «выйти за
флажки». Неважно, кто стоит у власти, человек, отличающийся независимостью
суждений, преследуется. Сколько веков власть имущие пытаются лишить
поэтов свободы, но все безрезультатно. Правители уходят и низвергаются
потомками со своих пьедесталов, поэты же остаются в истории на века.
Созданный
Булгаковым образ Мастера в произведении «Мастер и Маргарита» как
нельзя лучше отражает это.
Мастер
— историк по образованию, занимающийся переводами. Он широко образован.
Это человек лет тридцати восьми, бритый, с острым носом и встревоженными
глазами. Почему Булгаков назвал своего героя Мастером? «Мастер»
означает высшую степень совершенства. Герой сочиняет роман, но не
просто сочиняет, а проникает в саму суть жизни. Мастер — философ
и творец. Его роман — воплощение той истины, которую несет людям
Иисус, в книге это Иешуа. Роман Мастера завершен и… отвергнут. Все
попытки писателя бороться за свой роман приводят к поражению. В
конце концов Мастер оказывается в сумасшедшем доме, где лишается
своего имени.
Человеку,
открывшему истину, нет места в обычной жизни. Можно совершать преступления
против личности, можно попытаться уничтожить свободу. Но эти попытки
ни к чему не приведут.
Мастер,
увидевший суть жизни и рассказавший о ней миру, выше тоталитарной
власти. Булгаков сопоставляет своего героя с Иешуа, подчеркивает
сходство между ними. Иешуа и Мастер — носители истины, утверждающей
справедливость и милосердие как вечные ценности. Оба они непоняты
и гонимы. Оба гибнут в том мире, в котором им довелось жить: один
заканчивает жизнь в сумасшедшем доме; другой оказывается распятым
на кресте. Но самое главное, и Мастер, и Иешуа воскресают для вечной
жизни. Сгинул безымянный номер 118, зато писателю, которого зовут
высоким словом «Мастер», дано бессмертие: «Ведь ваша подруга называет
вас Мастером, ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы? Разве
для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале,
имея на себе рубашку и больничные кальсоны? Это смешно!» — говорит
Мастеру Азазело.
И
в финале романа Булгаков направляет своего героя по той же дороге,
по которой уходит Иешуа — носитель истины. Такое сопоставление помогло
Булгакову показать судьбу художника как вечную драму жизни. Конфликт
носителя истины восходит своими корнями к подвигу Иисуса Христа.
Самые лучшие люди, свободные душой, всегда преследуются. Так было
во все времена. Художник, против свободы которого совершается преступление,
обретает бессмертие в вечности.
Но
как бы много зла ни было в мире, милосердие всегда торжествует в
нем. Оно — составная часть истины, о которой все время ведется речь
в романе. Первая ступень этой истины — справедливость.
Перед
смертью Булгаков говорил своей жене: «Когда я умру, меня скоро начнут
печатать. Журналы будут ссориться из-за меня, театры будут выхватывать
друг у друга мои пьесы. И тебя всюду станут приглашать выступать
с воспоминаниями обо мне». Так и случилось. Почему же наше современное
цивилизованное общество повторяет старые ошибки? Оно не ценит своих
«Мастеров» при жизни, всячески стараясь умалить их свободу, и превозносит
после смерти. Оно убивает свободу своими же руками. Но живут бессмертные
произведения Булгакова, Ахматовой, Пастернака, напоминая нам, какими
мы должны быть: свободными и независимыми, творцами своей собственной
жизни.
Пусть
свобода станет нашим жизненным компасом. Ведь только вооружившись
ею, мы сможем воздвигнуть храм Истины.