Сочинение
11 класс. Гуманизм в произведениях
В. Г. Короленко
Владимира Галактионовича Короленко уже
при жизни стали называть “совестью эпохи”. И. А. Бунин писал о нем:
“Радуешься, что живет и здравствует среди нас как какой-то титан,
которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми
так богата наша нынешняя литература”.
Художественные произведения Короленко во многом автобиографичны.
Они вобрали в себя все богатство жизненных впечатлений и встреч
писателя, отразили его тревогу за судьбу русского народа Главное
в жизни и творчестве писателя-гуманиста — уважение к человеку, борьба
за него. Изображая представителей народа, автор раскрывал тему личности.
Герои его произведений — простые русские люди, правдоискатели, не
вписывающиеся в общий жизненный уклад. Многие из них пытаются ответить
на вопрос: “Для чего, в сущности, создан человек?”.
Одним из первых так называемых “сибирских” рассказов, написанных
Короленко в ссылке, был “Сон Макара”. Главный герой — простой крестьянин.
Вся его жизнь — это борьба за существование. Пережив целый ряд “приключений”,
Макар попадает к Якутскому Богу.
Оригинальность рассказу придает использование писателем фантастического
момента: умерший видит себя разговаривающим с Богом. Человек спорит
и оправдывает себя. Бог хочет превратить его в мерина, но крестьянин
сопротивляется, говоря, что и так был всю жизнь “мерином”. Он рассказывает
о тяжелой своей жизни, о смерти жены, которую не на что было даже
похоронить. Тогда Якутский Бог взвешивает дела Макара и ведет разговор
о праведниках. Но в сердце Макара больше нет веры, нет терпения.
Финал рассказа не совсем ясен, однако читателя не покидает чувство
надежды. Мы верим, что весы таинственного Якутского Бога перевесят
в пользу Макара, и жизнь его на “том свете” будет легче и спокойней,
чем на “этом”.
Фантастический прием позволяет читателю понять, что в душе забитого
человека зреет протест. Герой устал жить, он измучен, обездолен
и одинок. Он хочет перемен, ведь каждый человек имеет право на счастье.
В рассказе “Соколинец” повествуется о встрече рассказчика с беглецом.
Рассказчик — политический ссыльный. Через все повествование в рассказе
проходят символические образы: туман, холод, густая тьма, мрак...
Но несмотря на неприглядность окружаюшей действительности, где-то
все еще теплится огонек надежды, который, однако, может в любой
момент погаснуть под напором наступающей тоски и безысходности.
В подобной обстановке происходит встреча рассказчика с бродягой.
Он рассказывает о побеге, опасном пути с Соколиного острова, о всех
трудностях, которые ему пришлось пережить. В характере этого человека
рассказчик видит проявление вольного духа, присущего только русскому
народу.
Писатель показывает, как в результате этой встречи изменяется настроение
рассказчика. История бродяги запечатлелась ощущением воли, явилась
источником возрождения надежды, жажды жизни. На примере бродяги
мы видим, что если человек несет в себе надежду, значит, у него
есть стремление к счастью, значит, есть вера в осуществление мечты.
В своих произведениях Короленко не только понимает своих героев,
постигает глубины их психики, но и искренне сочувствует им, хотя
подобного рода чувства не мешают писателю быть объективным по отношению
к выходцам из народа.
На примере рассказа “Река играет” мы видим, как интерес к огромным
возможностям русского народа сопровождается критикой крестьянства,
его лени и нежелания противостоять различным негативным обстоятельствам.
Главный герой рассказа — перевозчик Тюлин — человек безалаберный,
ленивый, склонный к пьянству. Рассказчик сравнивает героя с сектантами.
Тюлин — воплощение природной стихии. Его внешность и характер соответствуют
пейзажу: “Река с кудрявыми берегами”. Тюлин не понимает иронии,
он очень простодушен и наивен, чем и вызывает симпатию автора и
читателя. Этот герой ближе к финалу рассказа совершает подвиг, и
его личность предстает перед нами в совершенно ином освещении: теперь
это титан, способный на удивительные проявления физической и духовной
силы. Однако минута подвига проходит — и перед нами все тот же лентяй
и пьяница. Река — душа Тюлина — заходит в свои берега, и напоминанием
о подвиге остаются лишь чувства читателя и автора
Я считаю, что гуманизм Короленко проявляется во всех его произведениях.
Его главные герои — это русские люди, перенесшие многие тяготы жизни,
но не потерявшие надежды, веры в счастье.
В своих произведениях писатель учит не бояться жизни, принимать
ее такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями.
Человек должен бороться, искать свое счастье, даже если рушится
последняя надежда. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил,
что такие люди есть мощь и сила России, ее надежда и опора и, конечно,
ее свет.