Сочинение
11 класс. «Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко
в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)»
Героями ранних произведений Горького становятся
люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу
с темными силами. Одно из таких произведений — рассказ “Старуха
Изергиль”.
Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и
рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется
о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей больше, чем
себя, — беззаветно и всем сердцем. Данко — настоящий герой — мужественный
и бесстрашный, во имя благородной цели — помощи своему народу —
он способен на подвиг. Когда охваченное страхом, обессиленное долгим
странствием по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу
и принести ему в дар свою свободу, появился Данко. В его глазах
светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за
ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали
верить Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа
стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из
своей груди, осветив им путь к спасению.
Образ Данко воплощает в себе высокий идеал
— гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию
ради спасения других людей. Этот герой, несмотря на свою мучительную
смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому что его подвиг
выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение — вот
что чувствует читатель, представляя в своем воображении юношу с
пламенным взором, держащим в руке искрящееся любовью сердце.
Положительному, возвышенному образу Данко
Горький противопоставляет “негативный” образ Ларры — гордеца и эгоиста
Ларра считает себя избранным и на окружающих его людей смотрит,
как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает:
“Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет
только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей...
и еще многим”.
Его логика проста и ужасна, если бы каждый
стал следовать ей, то на земле в скором времени осталась бы жалкая
горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга.
Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть
совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество.
Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски.
“В его глазах, — говорит Изергиль, — было столько тоски, что можно
было бы отравить ею всех людей мира”.
Гордость, по мнению автора, — чудеснейшая
черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество
превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского
и “общепринятого”. Но гипертрофированная гордость порождает абсолютную
свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и
принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям.
Именно эта мысль Горького является ключевой
в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который будучи именно таким
— абсолютно свободным — индивидуумом, умирает духовно для всех (и
прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической
оболочке. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о
вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него.
Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для
себя смерть. Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается
в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.
Отличительная черта данного рассказа —
резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго
и злого, светлого и темного.
Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой
образа повествовательницы — старухи Изергиль. Ее воспоминания о
своем жизненном пути — тоже своеобразная легенда о смелой и гордой
женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью
заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит
о любви к подвигу: “Когда человек любит подвиги, он всегда умеет
их сделать и найдет, где это можно”.
В рассказе “Старуха Изергиль” Горький рисует
исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей,
для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра,
несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность
подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего,
— подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее
проявлениях.
Однако для того чтобы по-настоящему прожить
жизнь, недостаточно “гореть”, недостаточно быть свободным и гордым,
чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель. Цель, которая
оправдывала бы существование человека, потому что “цена человека
— дело его”. “В жизни всегда есть место подвигу”. “Вперед! — выше!
все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека”.