Сочинение
11 класс. Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»
Это первая крупная послеоктябрьская поэма
в русской литературе. В ней нашли свое отражение не только революционная
современность, но и мысли целого поколения интеллигентов, к числу
которых относился и Александр Блок. В “Двенадцати” поэт поднялся
к грандиозным социальным обобщениям.
Характерную особенность произведения составляет
органическое слияние реалистического и романтического. В самом ее
названии намечается связь с легендой о двенадцати апостолах, учениках
Христа, шедших за ним. Но образ двенадцати имеет в поэме и предельно
реалистический источник: патрули красногвардейцев на улицах Петрограда
действительно состояли из двенадцати человек.
В поэме достаточно много различных символических
образов. Символические образы вьюги, мете- ли, пурги, ветра, снега
проходят через всю поэзию Блока: “вот поднялся вихорь снежный”,
“вдали запевала метель”, “ветер веет снежный”. В этих выражениях
воплощены мотивы душевного смятения, вселенского кризиса, отраженного
в сознании поэта. Постоянный в его творчестве образ-символ снежной
бури в “Двенадцати” находит наиболее развернутое воплощение.
Действие поэмы развивается на фоне ветра,
пурги, снега: “свищет ветер”, “порхает снег” и т. д. Но явления
природы не только создают фон, они становятся как бы действующими
лицами произведения. Образы ветра, снежной бури — символы очистительной
стихии.
Двуплановость образного строя “Двенадцати”
ярко проявляется уже в первой строфе поэмы:
Черный вечер,
Белый снег,
Ветер, ветер!
В основе произведения — революционный конфликт, борьба старого и
нового. Столкновение не может закончиться примирением — настолько
контрастны борющиеся силы. Их непримиримость в поэме подчеркнута
резким контрастом “черного” и “белого”. Автор конкретизирует содержание
“черного вечера”: “буржуй на перекрестке”, “поп нынче веселый”,
“барыня в каракуле”. Образы социально определены, каждый из них
так или иначе выражает свое неприятие революционных перемен: поп
— “стороной за сугроб”, барыня — “к другой подвернулась: “Уж мы
плакали, плакали...”. Особенно непримирим к новому давний недруг
Блока — либеральный болтун. Он охарактеризован кратко и убийственно:
“Длинные волосы и говорит вполголоса... Должно быть, писатель-вития...”.
Старый мир исторически обречен. Его представители
изображаются автором иронически. В их изображении он использует
сравнения — броские и емкие:
Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой,
Поджавши хвост паршивый пес.
Но “пес” так же, как и многие образы
в поэме, имеет два плана:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Сюжет в главах поэмы развивается последовательно. Он не столько
фабульный, сколько психологический. Двенадцать — враги старого мира,
но они сами вышли из его недр. Поэт символически передает это образом
старого мира — “пса безродного”, который не отстает, а ковыляет
позади. В них бушуют и темные страсти. Их охватывает пьянящее ощущение
вседозволенности: “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”.
Поэт безоговорочно приветствует происходящее.
Он благословляет очистительную силу огня революции и активность
ее свершений: “Мы на горе всем буржуем мировой пожар раздуем”. Но
значение социалистической революции заключалось в том, что она с
первых шагов не только разрушала старый мир, но и строила новый.
Созидательная сила революции не получила
в поэме прямого воплощения. Однако поэт показывает, что борьба окрыляет
героев, в них просыпается чувство классового сознания и революционного
долга. Историческая миссия очищает образы двенадцати от всего случайного,
мелочного, наносного. Смысл жизни они обретают благодаря революции.
Поэма “Двенадцать” впервые в русской литературе подчеркнула вселенский
размах революции. Важнейшее значение произведения заключалось в
том, что Блок показал в нем, как революция пробудила в людях все
самое светлое. Он возвысил любовь простого человека, изобразил героя
революции как личность с живыми и сильными чувствами. В этом поэма
была новаторской.
В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать
накал социальной борьбы, запечатлеть его в драматииеских и контрастных
образах.
Поэма “Двенадцать” принадлежит к вершинам
русской литературы, стоит в одном ряду с такими великими поэмами,
как “Медный всадник” А. С. Пушкина, “Кому на Руси жить хорошо” Н.
А. Некрасова.