Сочинение
11 класс. Мое открытие Набокова
Творчество Владимира Набокова произвело на меня глубокое впечатление.
Блестящий русский писатель XX в., долго не признаваемый у себя на
родине, он обрел славу и почитание за границей. Произведения Набокова
носят психологическую “окраску”. Набоков воспринимал действительность
по-особому, не как литераторы старшего поколения, он не столько
писатель, сколько стилист, мастер языка Отсюда — необыкновенная
оригинальность его рассказов, повестей, романов, которые оказывают
на читателя настолько сильное воздействие, что даже спустя значительное
время после прочтения в памяти остаются образы главных героев, сюжет
и неповторимая обстановка — неясная, данная как бы сквозь туманную
дымку.
Все восемь русскоязычных романов (“Защита Лужина”, “Приглашение
на казнь”, “Машенька”, “Король, дама, валет”, “Подвиг” и др.) посвящены
поискам утраченного идеального мира, рая. Романы представляют собой
своеобразный цикл — один может пояснить другой. Однако герои везде
разные: различны их увлечения, характеры, судьбы.
Особенности стиля, в котором написаны романы, обусловлены темой
двоемирия. Писатель делит мир героев надвое. Первый мир — это реальность,
в которую погружены герои. Второй мир — мир вымысла. Подобного рода
“раздвоение” происходит в результате конфликта с действительностью.
Для персонажей романов Набокова выдуманный мир оказывается более
реальным, менее абсурдным и жестоким, чем существующий на самом
деле, это становится одной из центральных проблем.
В романе “Защита Лужина” вымышленный мир предстает в виде шахматного
рая. Полный переход из мира реального в мир воображаемый для главного
героя является защитой от надвигающегося безумия, вызванного неприятием
действительности с ее пошлостью и регламентированностью. Полное
духовное одиночество, непонимание со стороны окружающих приводят
к тому, что нелюдимый мальчик, каким мы видим героя в начале романа,
к концу произведения превращается в жалкого чудака с полной неразберихой
в голове и “манией” игры. Действительность для Лужина — это проекция
шахматной доски. Все, что окружает героя, лишено интереса. Лужин
нашел способ защититься от надвигающейся на него страшной реальности
— он кончает жизнь самоубийством. Самоубийство — логический итог
жизни героя, полностью перешедшего в шахматный рай.
В романе “Машенька” любовь главного героя Ганина к Машеньке символизирует
тоску по утраченному раю, ушедшей молодости и беззаботности, которые
он всеми силами пытается вернуть. Через весь роман проходит трепетное
отношение Ганина к своим воспоминаниям о Машеньке. Чтобы полностью
погрузиться в светлый и чистый мир первой любви, Ганин разрывает
отношения со своей любовницей Людмилой, раздражающей его своей навязчивостью
и неестественностью.
Образ Машеньки для Ганина становится живой реальностью. В его воспоминаниях
она постоянно меняется, но остается такой же привлекательной, как
и много лет назад. Облик Людмилы вне развития, ведь она только играет
в любовь. К финалу произведения оказывается, что не только Людмила,
но и сам Ганин, несмотря на поэтичность и возвышенность своей натуры,
не способен на искреннюю любовь. Его удел — воспоминания. И потому
в день приезда Машеньки Ганин “уже чувствовал с беспощадной ясностью,
что роман его с Машенькой кончился навсегда”. Он до конца исчерпал
свое воспоминание о прежней любви и шагнул в новую жизнь, окончательно
освободившись от прошлого. Любовь проходит через весь роман как
основа, как воплощение духовного и плотского.
Роман “Подвиг” — самый “патриотичный” роман Набокова, потому что
только в нем тоска по родному краю заставляет героя вернуться из
эмиграции. Главный герой Мартын уходит в свой внутренний мир, в
мир сказки. Ключ к его загадке — картина над кроватью, где изображена
тропинка, уходящая в лес. Мечта о прекрасном и таинственном рае,
волшебной сказке заставляет главного героя совершать непонятные
окружающим поступки. Так, он пытается возвратиться в Россию, причем
совершенно необычным способом, который окружающие Мартына люди —
ординарные личности — считают совершенно безумным... Герой одинок
рядом с матерью, несчастлив в любви. В кругу английских друзей он
также не находит понимания. Единственным шансом избавиться от одиночества
и тоски становится бегство. Финал романа — возвращение.
Набоков в своих романах подчеркивает индивидуальность героев, их
внутренний мир. Грань между реальностью и миром фантазий героев
настолько тонка, что почувствовать ее достаточно сложно. Романы
Набокова заставляют задуматься о судьбах героев, их переживаниях.
Произведения захватывают настолько, что от них невозможно оторваться,
не дочитав до конца. Для меня Набоков — художник, способный изобразить
мир таким, что он перестает казаться серым и унылым, наполняясь
сказочными оттенками.