Сочинение
8 класс. Каким предстает Хлестаков в третьем действии комедии "Ревизор"?
«Молодой человек: лет двадцати трех; а
говорит совсем так, как старик…», «…шантрент, и глаза такие быстрые,
как зверьки», «не генерал, а не уступит генералу: такое образование
и важные поступки-с…» – так характеризует городской помещик Добчинский
заезжего франта Хлестакова, по ошибке принятого за ожидаемого ревизора,
в начале третьего действия знаменитой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
И после такой характеристики читатель или зритель понимает, что
невероятно жалкий в своем единственном петербургском костюме, голодный
и растерянный Хлестаков второго действия по прихоти капризного Случая
превратился в Хлестакова действия третьего – важную персону, внушающую
трепетное уважение и страх всему обществу провинциального городка.
Но разве только нелепая случайность позволяет ничтожному петербургскому
«елистратишке» (как называет Хлестакова его слуга Осип) перевоплотиться
в «значительное» лицо? Конечно же, нет. Если бы не царивший в то
время слепой страх перед сильнейшим, если бы не бездумное поклонение
перед властью денег и чинов, то стремящийся «сыграть роль чином
выше своего собственного» Хлестаков никогда бы не оказался в завидном
положении ревизора. Об этом говорил и сам Гоголь в заметках о своей
пьесе.
Страх ослепляет «тузов» провинциального общества. И потому в третьем
действии Хлестаков получает возможность врать напропалую, описывая
свой петербургский дом и блестящее окружение. Врать без всякого
риска быть разоблаченным в собственной лжи. Ведь никому из провинциальных
чиновников даже в голову не приходит, что размахивающий руками и
захлебывающийся от избытка фантазии франтик – не настоящий ревизор.
Городничий хоть и подозревает Хлестакова во лжи («Ну что, если хоть
одна половина из того, что он говорил, правда?»), но все равно с
трудом заставляет себя «очнуться от страха», ведь «подгулявши, человек
все несет наружу: что на сердце, то и на языке», а ложь пьяного
Хлестакова вполне соответствует смутным представлениям провинциалов
о жизни в северной столице.
Если в обществе чиновников Хлестаков ведет себя как рассудительный
и в меру любознательный гость, воспринимая подобострастие городничего
и его «приятелей» как нечто естественное, то в обществе дам он предстает
настоящим донжуаном. Поочередно оказывая внимание то жене, то дочке
городничего, он вызывает к себе сильнейшую симпатию. В «светской
беседе» с Анной Андреевной и Марьей Антоновной Хлестаков представляется
писателем, автором многих чрезвычайно популярных в то время произведений.
Для городничего и его «компании» он – видный вельможа, которому
приходилось управлять департаментом и заставлять ждать в передней
графов, князей и министров. Для читателей и зрителей комедии Хлестаков
– всего лишь завравшийся жалкий чиновник, не добившийся практически
ничего в своей жизни и постепенно проматывающий состояние отца-помещика.
Действие винных паров, сытный завтрак, явное расположение со стороны
представителей городской власти и, наконец, присутствие нарядных
и кокетливых женщин – все это заставляет Хлестакова чувствовать
себя счастливейшим из смертных. И нет ничего странного в том, что
псевдоревизор ни с того ни с сего начинает описывать свою сказочную
жизнь в Петербурге. Он счастлив, как ребенок, и с наивностью, свойственной
детям, развлекает «взрослых» байками о назначении коллежским асессором,
о том, как приняли его за главнокомандующего, о хорошеньких актрисах,
дружбе с Пушкиным и невероятно дорогом арбузе на праздничном столе.
На первый взгляд Хлестаков может показаться обыкновенным лгунишкой,
к тому же и не умеющим толком врать, не сбиваясь и оговариваясь.
Однако на самом деле характер одного из центральных образов комедии
намного сложнее. Он не столько лжет, сколько грезит на яву, горячностью
и искренним воодушевлением увлекая окружающих за собой в мир грез.
Итак, в третьем действии гоголевского «Ревизора» Хлестаков предстает
перед нами «во всей своей красе»: он ревизор и светский лев, любимец
дам и известный писатель, главнокомандующий и гурман. Именно в этом
сюжетном звене раскрывается суть характера героя, отображаются наиболее
слабые стороны его натуры. В произведении тесно переплетены печальные
эпизоды действительности и жизнеутверждающие надежды героев. Перед
нами – не вымысел, а жизнь, такая, каковой она и является на самом
деле.