Сочинение.
"Гроза" А.Н. Островского - драма или трагедия?
“... Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби” изображает драматург,
воплощая его события и характеры в образах персонажей драмы “Гроза”,
и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое
определение произведения. “... Мир тупой, ноющей боли, мир тюремного,
гробового безмолвия...” — но целый мир, а не фрагмент его, — мир,
взятый во всей полноте своих проблем и коллизий. Драма, давно неподвластная
законам классицизма, все же не претендует на всеохватность; в ней
есть известная толика типичности, но не всеобщности. Трагедия —
схватка сердец, кланов, поколений, эпох. “Ни света, ни тепла, ни
простора...” — мир-тюрьма, темное царство.
Известно, что замоскворецкие купцы с поклоном
выходили иногда на сцену Малого театра, благодаря актеров за их
сценический портрет, меж тем как драмы Островского, в том числе
и “Гроза”, — воспроизведение не только социального пласта жизни,
но и психологического.
Главным образом для драматурга было воссоздание
картины нравов и психологических типов, определителем которых является
принадлежность не к той или иной социальной страте (купец, крестьянин,
дворянин), а к специфической нравственной группе. “Жестокие ругатели”
были отнюдь не только среди купцов, но и среди, скажем, офицерства
(столкновение Савела Прокофьича с гусаром), да и вечная женская
забитость не помешала Марфе Игнатьевне Кабановой превратиться в
деспотичную хозяйку, о которой наиболее точно отзывается Кулигин:
“Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”.
Очевидно, что Островский на примере известных
ему замоскворецких купцов выводит на сцену жителей Калинова не как
портретную галерею русского купечества, а как панораму нравов всего
общества, где человек зависит не от раз и навсегда предустановленной
классовой принадлежности, а скорее от богатства, дающего силу, —
будь он купец или дворянин. В этом — надвигающийся стук лопахинских
топоров и звон “господина купона” Глеба Успенского. Это предвосхищение
уже не может уложиться в рамки драмы, ибо одно дело — драма Катерины,
драма ее жизни, и совсем другое — всемирная трагедия, типичным воплощением
которой явились нравы жителей Калинова.
“А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой
силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так
не стану — хоть ты меня режь”, — таково жизненное кредо главной
героини, пророчески намекающее на ее судьбу. И — не менее судьбоносное
утверждение Варвары: “А по-моему, делай что хочешь, только бы шито
да крыто было”. Третья позиция — безвольный Тихон, лишь над трупом
жены поднимающийся до обличительных слов, брошенных в лицо матери.
Четвертая — любящий Катерину, но слабовольный Борис, племянник Дикого,
— нет здесь не только воли, но и порядочности. Эти линии можно продолжать,
но они вполне укладываются в типы коллизий и общественных столкновений,
обозначенных Добролюбовым: младших со старшими, бедных с богатыми,
безответных со своевольными. Это общественная трагедия.
“... В ней теплится по временам только искра
того священного пламени, которое пылает в каждой груди человеческой,
пока не будет залито наплывами житейской грязи”. Мир — “темное царство”,
Катерина — “луч света” в нем. Этим подчеркивается всемирность значения
происходящего в Калинове, типичность коллизий, приводящих человека
к гибели. И когда Катерина завершает своей “протест, доведенный
до отчаяния”, тем самым она заставляет обратить внимание на такое
же отчаяние других. Ее личная драма, обусловленная социально и нравственно,
перерастает в общечеловеческую трагедию, и потому бесполезны споры
о том, где именно разместит Островский свой Калинов: мир, думающий,
понимающий и сочувствующий, сконцентрировался до образа этого города,
и проблемы этого мира обрели в нем художественную типизацию. На
это указывает еще и постоянное движение чисто географического рода,
пронизывающее пьесу: Феклуша рассказывает о далеких странах, где
люди “за неверность” “с песьими головами”, уезжают на свободу Тихон,
Борис. Перемещение во времени — воспоминания Катерины, исполненные
поэтической романтики. Как временной, так и пространственный охват
в пьесе огромен, что тоже позволяет считать “Грозу” трагедией.