Теремок - детские игры
Мультфильмы Прикольный досуг Лопотушки Детское творчество
               
 
 

 

Сочинения по произведениям авторов:

Айтматов Ч.

Булгаков М.А.

Гоголь Н.В.

Гончаров И.А.

Горький М.

Грибоедов А.С.

Достоевский Ф.М.

Лермонтов М.Ю.

Некрасов Н.А.

Островский А.Н.

Пушкин А.С.

Салтыков-Щедрин М.Е.

Солженицын А.И.

Толстой Л.Н.

Тургенев И.С.

Фонвизин Д.И.

Чехов А.П.

 

Сочинения

Сочинение 9 класс. Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Элегия"

    
     В жизни любого творца бывают периоды, когда судьба посылает ему моменты тишины и покоя, вынужденного затворничества и одиночества, оторванности от привычного круга общения и мирской суеты. В такие минуты трудно устоять перед праздным времяпрепровождением и не окунуться в мир безделья. Однако для поистине талантливого человека, живущего для того, "чтоб мыслить и страдать", такая уединенность означает возможность остаться наедине со своей музой и творить, творить, творить...
     Такой период был и в жизни великого русского поэта А.С. Пушкина. Болдинская очень стала для него временем создания истинных шедевров. Именно в этот период Пушкиным создаются два произведения: 7 сентября - "Бесы", 8 сентября - "Элегия". Если в "Бесах" господствуют мрачные, безысходные настроения, то "Элегия" становится своеобразным преодолением всего пессимистического. "Элегия" - это как бы просветленное предчувствие будущего.
     "Безумных лет угасшее веселье" повергло лирического героя в тягостное состояние, сравнимое лишь со "смутным похмельем":

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.

     Первая строфа стихотворения условно поделена на три двустишия: поэт представляет здесь как бы три этапа человеческой жизни. Первое двустишие означает подведение итогов прошлой жизни, второе - ощущение сегодняшнего дня, преодоление того добровольного сумасшествия, в плену которого пребывал лирический герой. Хотя "печаль минувших дней" не оставляет пушкинского героя и горечь прошлого все же остается в его душе, она упорядочивается, и душа светлеет. И третье двустишие подводит человека к своеобразному итогу, а затем и трудному процессу самоочищения, который будет "уныл" и "тяжел". Лирический герой понимает, что ему необходимо принять такое положение вещей: он трезво смотрит на жизнь, не обольщаясь иллюзиями, которые способны, как вино, опьянить.
     Поэт пишет это стихотворение перед женитьбой, что объясняет ту душевную "перестройку", которая и нашла свое выражение в "Элегии". Произведение изобилует многосложными словами ("волненье", "наслажденья", "волнуемое", "грядущего" и т.п.), причастия, встречающиеся в тексте стихотворения, несут в себе значение и признака, и действия ("угасшее веселье", "минувших дней", "волнуемое море"), а эпитеты отсутствуют. Это, видимо, призвано четче выразить основную мысль поэта, его желание показать читателю ясность и простоту стиха, не требующего словесных "украшений".
     Внимательный читатель заметит нарочитое нагнетение гласных звуков в первой строчке "Элегии", что создает впечатление камерности, доверительности, приглушенности голоса поэта, повествующего о своем духовном кризисе. Часто встречается звук "у", означающий что-то темное, ассоциирующееся с ночью - временем размышлений и выводов. В воображении читателя возникает образ костра, в который плеснули воды, и он шумит, затухая: это впечатление усиливает звук "ш" - тоскливый и меланхоличный, как свист ветра в одинокой хижине. Такое звуковое оформление стиха углубляет его содержание: подобным образом Пушкин показывает, как постепенно, шаг за шагом, его лирический герой приходит к пониманию того, что жизнь не стоит на месте, она дарит "веселье" и "горе", "труд" и "страданье". И только тот, кто воспринимает "грядущее" как необходимое испытание, достоин нового "наслажденья".
     В стихотворении всего 14 строк и 2 строфы - форма, характерная для сонета - жизнеутверждающего жанра поэзии. И это не случайно: вторая строфа "Элегии" пронизана оптимизмом. Лирический герой принимает как должное все тяготы жизненного пути и верит в свою счастливую звезду, которая в будущем подарит ему счастье познания гармонии в творчестве и "прощальную улыбку" любви - награду за внутреннюю стойкость.

И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гаромонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

     Лирический герой не мечтает о легкой жизни, она не может доставить ему наслаждение. Все познается в сравнении, поэтому в "Элегии" "наслажденья" перекликаются с "трудом и горем", с минувшим весельем, но это уде не безумные мимолетные наслаждения, а возвышенные страданием.
     В последних строчках энергия стиха опять стихает. "Закат печальный" перекликается с угасанием. Но это не творческое, а жизненное угасание. Молодость, жаждущая все узнать: любовь, ненависть, добро, зло, - прошла, и лирический герой уже не горит жаждой познания, ему не нужно счастья на всю жизнь. Хочется сильного чувства, которое блеснет, словно молния, и в одно мгновение угаснет, и уже за одно это можно быть благодарным жизни, веру в которую герой не утрачивает, несмотря ни на что.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
На главную Детские игры Мультфильмы Английский для детей Развивающие игры для детей Таблица умножения Учимся читать и считать
Раскраски онлайн
почта