Сочинение
9 класс. Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Элегия"
В жизни любого творца бывают периоды, когда
судьба посылает ему моменты тишины и покоя, вынужденного затворничества
и одиночества, оторванности от привычного круга общения и мирской
суеты. В такие минуты трудно устоять перед праздным времяпрепровождением
и не окунуться в мир безделья. Однако для поистине талантливого
человека, живущего для того, "чтоб мыслить и страдать",
такая уединенность означает возможность остаться наедине со своей
музой и творить, творить, творить...
Такой период был и в жизни великого русского
поэта А.С. Пушкина. Болдинская очень стала для него временем создания
истинных шедевров. Именно в этот период Пушкиным создаются два произведения:
7 сентября - "Бесы", 8 сентября - "Элегия".
Если в "Бесах" господствуют мрачные, безысходные настроения,
то "Элегия" становится своеобразным преодолением всего
пессимистического. "Элегия" - это как бы просветленное
предчувствие будущего.
"Безумных лет угасшее веселье"
повергло лирического героя в тягостное состояние, сравнимое лишь
со "смутным похмельем":
Безумных лет угасшее
веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Первая строфа стихотворения условно поделена на три двустишия: поэт
представляет здесь как бы три этапа человеческой жизни. Первое двустишие
означает подведение итогов прошлой жизни, второе - ощущение сегодняшнего
дня, преодоление того добровольного сумасшествия, в плену которого
пребывал лирический герой. Хотя "печаль минувших дней"
не оставляет пушкинского героя и горечь прошлого все же остается
в его душе, она упорядочивается, и душа светлеет. И третье двустишие
подводит человека к своеобразному итогу, а затем и трудному процессу
самоочищения, который будет "уныл" и "тяжел".
Лирический герой понимает, что ему необходимо принять такое положение
вещей: он трезво смотрит на жизнь, не обольщаясь иллюзиями, которые
способны, как вино, опьянить.
Поэт пишет это стихотворение перед женитьбой,
что объясняет ту душевную "перестройку", которая и нашла
свое выражение в "Элегии". Произведение изобилует многосложными
словами ("волненье", "наслажденья", "волнуемое",
"грядущего" и т.п.), причастия, встречающиеся в тексте
стихотворения, несут в себе значение и признака, и действия ("угасшее
веселье", "минувших дней", "волнуемое море"),
а эпитеты отсутствуют. Это, видимо, призвано четче выразить основную
мысль поэта, его желание показать читателю ясность и простоту стиха,
не требующего словесных "украшений".
Внимательный читатель заметит нарочитое
нагнетение гласных звуков в первой строчке "Элегии", что
создает впечатление камерности, доверительности, приглушенности
голоса поэта, повествующего о своем духовном кризисе. Часто встречается
звук "у", означающий что-то темное, ассоциирующееся с
ночью - временем размышлений и выводов. В воображении читателя возникает
образ костра, в который плеснули воды, и он шумит, затухая: это
впечатление усиливает звук "ш" - тоскливый и меланхоличный,
как свист ветра в одинокой хижине. Такое звуковое оформление стиха
углубляет его содержание: подобным образом Пушкин показывает, как
постепенно, шаг за шагом, его лирический герой приходит к пониманию
того, что жизнь не стоит на месте, она дарит "веселье"
и "горе", "труд" и "страданье". И
только тот, кто воспринимает "грядущее" как необходимое
испытание, достоин нового "наслажденья".
В стихотворении всего 14 строк и 2 строфы
- форма, характерная для сонета - жизнеутверждающего жанра поэзии.
И это не случайно: вторая строфа "Элегии" пронизана оптимизмом.
Лирический герой принимает как должное все тяготы жизненного пути
и верит в свою счастливую звезду, которая в будущем подарит ему
счастье познания гармонии в творчестве и "прощальную улыбку"
любви - награду за внутреннюю стойкость.
И ведаю, мне будут
наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гаромонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Лирический герой не мечтает о легкой жизни, она не может доставить
ему наслаждение. Все познается в сравнении, поэтому в "Элегии"
"наслажденья" перекликаются с "трудом и горем",
с минувшим весельем, но это уде не безумные мимолетные наслаждения,
а возвышенные страданием.
В последних строчках энергия стиха опять
стихает. "Закат печальный" перекликается с угасанием.
Но это не творческое, а жизненное угасание. Молодость, жаждущая
все узнать: любовь, ненависть, добро, зло, - прошла, и лирический
герой уже не горит жаждой познания, ему не нужно счастья на всю
жизнь. Хочется сильного чувства, которое блеснет, словно молния,
и в одно мгновение угаснет, и уже за одно это можно быть благодарным
жизни, веру в которую герой не утрачивает, несмотря ни на что.