Теремок - детские игры
               
 
 

 

 

 

Сочинения и вопросы по литературе

Сочинение 9 класс. Вечные ценности в жизни героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

    
     В душе каждого, даже самого плохого человека есть маленький «заповедный ларчик», в котором хранится все то, что этот человек ценит и любит больше всего. Любовь к родным, честь, достоинство, патриотизм… У разных людей в «ларчике» лежат разные чувства. Роль этих, так далеко запрятанных чувств состоит в том, что они дают человеку силы в трудную минуту, поддерживают в нем веру и надежду, делают его более стойким. Нередко случается так, что вечные ценности – единственное, что остается у человека в жизни, и тогда именно они помогают ему выстоять.
Примером того, как именно вечные ценности помогли личности сохранить свою самобытность, индивидуальность, способность в труднейших обстоятельствах все выдержать и не сломаться, может служить знаменитый роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Здесь главным «кладезем» нравственных ценностей является Татьяна Ларина, которая свято хранит свои идеалы, становящиеся для нее опорой в жизни.
Для Татьяны, как для истинно русского человека, в качестве главнейших ценностей выступают многовековые народные обычаи и «волшебная» сила природы. Именно в любви к природе и в уважении к старине Татьяна была воспитана с детства, и именно в них она впоследствии найдет опору и поддержку.
Первое место в иерархии нравственных ценностей для Татьяны, как и для Пушкина, занимают народные традиции. Автор с большой симпатией изображает няню Татьяны, которая является носительницей народных обычаев и знаний, с любовью показывает народные гуляния, святки, гадания. По мнению Пушкина, именно в русском фольклоре кроется настоящая искренность и высокая нравственность, присущие простым людям. Татьяна, несмотря на то что была воспитана на европейских сентиментальных романах, осталась верна традициям русской жизни и поэтому превратилась в «идеальную женщину» с исключительной тонкостью чувств, благородством помыслов и преданностью в любви.
По мнению Пушкина, привнесенные на русскую почву иностранные обычаи не могут дать нашим людям ничего положительного, а только портят их. Иллюстрацией этому в романе служит Евгений Онегин, которые представляет собой европеизированный вариант русского человека. Поклонник Наполеона, любитель лондонской моды, он не находит ни в русских людях, ни в русской природе ничего значимого для себя, считая это все слишком примитивным. Онегин и «русская душою» Татьяна противопоставлены друг другу на протяжении всего произведения, однако в конце «побеждает» все же Татьяна, чье нравственное чувство достигает небывалой высоты.
Другой высшей духовной ценностью в романе является любовь. Ее носительницей также выступает Татьяна, которая любит Онегина, но остается верной своему мужу. В финальной сцене романа, после запоздавшего объяснения Онегина в любви, читатель понимает, насколько мелка страсть Онегина не только в сравнении с долгом Татьяны перед мужем, но и перед ее собственным огромным чувством. Неверно, что Татьяна поступилась чувством ради долга. Все дело в том, что чувство и долг в ее понимании неразрывны: это касается и Онегина, и мужа, который «в сраженьях изувечен». Ее долг и ее высшее нравственное призвание – это уважение к жизни во всех ее проявлениях, это высший долг, внутренние обязательства перед всем живым.
Любовь является высшей ценностью и для юного мечтателя Ленского, который во имя нее погибает на дуэли. Ленский свято верит в жизнь, в возможность совершенствования мира и конечное торжество добра. Во имя торжества этих высших идеалов и ценностей он без колебания готов пожертвовать собой. Подтверждением этому служит дуэль.
В «Евгении Онегине» нравственные ценности «спасают» тех героев романа, которые ими обладают. Так, над житейской обыденностью и низостью поднимается Татьяна. Любовь дает надежду на духовное возрождение Онегину. Даже для Ленского гибель за свои идеалы является своего рода спасением, поскольку настоящей гибелью для его души стала бы беспросветная жизнь в деревне. На этих примерах Пушкин в очередной раз доказал, что только следование нравственным идеалам и вечным ценностям является единственным спасением человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

почта