Сочинение
9 класс. Анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Повесть была излюбленным жанром Н. В. Гоголя.
Он создал три цикла повестей, и каждый из них стал принципиально
важным явлением в истории русской литературы. «Вечера на хуторе
близ Диканьки», «Миргород» и так называемые петербургские повести
знакомы и любимы не одним поколением читателей.
Гоголевский Петербург — это город, поражающий социальными контрастами.
Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой
и является Акакий Акакиевич Башмачкин — герой повести «Шинель».
Идея повести возникла у Гоголя в 1834 г. под впечатлением канцелярского
анекдота о бедном чиновнике, ценой невероятных усилий осуществившем
свою давнюю мечту о покупке охотничьего ружья и потерявшем его на
первой же охоте. Но в Гоголе эта история вызвала не смех, а совершенно
иную реакцию.
«Шинель» занимает особое место в цикле петербургских повестей. Популярный
в 30-х гг. сюжет о несчастном, забитом нуждой чиновнике был воплощен
автором в произведение искусства, которое Герцен назвал «колоссальным».
У Гоголя Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник,
над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные
писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые
не могут кусаться». Автор, конечно, не скрывает своей иронической
усмешки, когда он описывает духовную ограниченность и убожество
своего героя. Акакий Акакиевич был робким, бессловесным существом,
безропотно сносившим «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и
деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа переписчика
бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы.
Юмор Гоголя мягок и деликатен. Писателя ни на один момент не покидает
горячее сочувствие к своему герою, выступающему в повести как трагическая
жертва жестоких условий современной действительности. Автор создает
сатирически обобщенный тип человека — представителя бюрократической
власти России. Так, как начальство ведет себя с Башмачкиным, ведут
себя все «значительные лица». Смирение и покорность несчастного
Башмачкина в контрасте с грубостью «значительных лиц» вызывали в
читателе
не только чувство боли за унижение человека, но и протест против
несправедливых порядков жизни, при которых возможно подобное унижение.
В петербургских повестях с огромной силой раскрывалась обличительная
направленность творчества Гоголя. Человек и античеловеческие условия
его общественного бытия—вот главный конфликт, который лежит в основе
всего цикла. И каждая из повестей представляла собой новое явление
в русской литературе.
Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно
принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан
скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая
чина и звания».
Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь
и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости
иной жизни, иного социального устройства.