Сочинение
9 класс. «Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по
повести М.А. Шолохова «Судьба человека»)»
Шолохов - один из тех писателей, для которых
действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах.
Рассказ «Судьба человека» - истинное тому подтверждение. Для Шолохова
было очень важно емко и глубоко сконцентрировать в рассказе опыт
войны. Под пером Шолохова эта история становится воплощением человеческих
судеб на войне, рассказом о величии, силе и красоте обыкновенного
русского солдата Андрея Соколова. Трагическую историю человеческой
жизни писатель показал в ее связи с событиями Второй мировой войны.
У этого рассказа своеобразная кольцевая композиция. Встреча автора-повествователя
с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через
разлившуюся речку в начале и прощание в конце с посторонним, но
ставшим теперь близким человеком как бы замыкают в круг все то,
что рассказал о своей жизни Соколов. Переплетаясь, в рассказе Шолохова
звучат два голоса: о своей судьбе рассказывает Андрей Соколов, но
и автор в данном случае не просто случайный собеседник, он - активно
действующее лицо (то спросит, то вставит словечко-другое, то вдруг
в полный голос заговорит, размышляя о судьбе встреченного им человека).
Автор-повествователь глубоко проникается чужим горем. Своим волнением,
тем, как он увидел и воспринял, он заражает и читателя: «Я сбоку
взглянул на него, и мне стало что-то не по себе... Видали вы когда-нибудь
глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной
тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего
случайного собеседника».
Рассказ состоит из трех частей, и в каждой
из их них звучат общие мотивы. Первая часть вместила историю довоенной
жизни главного героя, описание начала войны, прощание с семьей.
И, как часто бывает в жизни, запомнилась, казалось бы, незначительная
подробность. Во время прощания перед отправкой на фронт он оттолкнул
жену, которая бросилась к нему, отчаянно говоря: «Родименький мой...
Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше на этом свете». Именно
здесь рождается один из самых трагических лейтмотивов рассказа:
«До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не
прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»
Вторая часть рассказа начинается с этого
же упрека самому себе, который как бы возвращает читателя к незаживающей
ране, к трагической невосполнимой утрате. Во время войны погибли
жена и дети, и им действительно не пришлось больше свидеться. Война,
бегство из плена, известие о гибели семьи - эти события описываются
во второй части рассказа. Здесь наиболее полно раскрывается характер
Андрея Соколова, твердый, стойкий и мужественный. В этих словах
то главное, что определяет и поведение героя, и его жизнь.
Третья часть рассказа строится на переплетении
трагического и героического. «Похоронил я в чужой немецкой земле
последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая
своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось...»
Конец рассказа предваряет неторопливое
авторское раздумье, раздумье много видевшего и знающего о жизни
человека. «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек
несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот,
который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем
пути, если к этому позовет его родина». В этом авторском раздумье
- кульминация рассказа, утверждение мужества, стойкости, прославление
человека, устоявшего под ударами военной бури, вынесшего поистине
невозможное.
Осуждение войны слышится и в судьбе того,
кто стал приемным сыном Соколова. Ванюшка, сирота, обездоленный
войной, нашел в лице главного героя своего папу. Это красноречиво
говорит о том, что страшная война полностью не сломила Андрея Соколова.
В глубине его истерзанной души осталось местечко для сострадания
и любви.
Позже по рассказу был снят одноименный
фильм. «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия
одержала великую победу во Второй мировой войне, посмотрите этот
фильм», - писала одна английская газета о фильме «Судьба человека»,
следовательно, и о самом рассказе.