Сочинение
10 класс. Наталья Ласунская - тип «тургеневской» девушки (по роману
«Рудин»)
В процессе изучения русской литературы
XIX в. мы познакомились со многими прекрасными женскими образами,
каждый из которых выделяется своими индивидуальными чертами, оставляет
неотразимый след в нашей памяти. Неповторимы образы пушкинских героинь,
женские образы, запечатленные на страницах произведений Лермонтова,
Островского и других писателей.
Особое место в русской литературе занимает целая галерея женских
образов, созданная И. С. Тургеневым. “Тургеневские девушки”, как
часто их называют критики, сочетают внешнюю хрупкость и внутреннюю
силу, четкий ум и нежное сердце. Одной из ярких представительниц
этой группы является героиня романа “Рудин” — Наталья Ласунская.
Внимательное знакомство с романом позволяет с уверенностью говорить
о том, что Наталья Ласунская — типичная героиня тургеневской прозы:
воспитанная, скромная, нежная, не по годам умная, с богатым внутренним
миром, а главное — способная на большие и искренние чувства, на
самопожертвование во имя любви.
Ее детальный портрет дается в пятой главе романа, хотя сама Наталья
появляется несколько раньше. Уже при первой встрече с ней, благодаря
авторской оценке, мы отмечаем в девушке такие черты, как скромность,
сдержанность, аккуратность, а также некую мечтательность и задумчивость,
в которую постоянно погружается героиня.
Первый эпизод, благодаря которому происходит знакомство читателя
с Натальей, — прогулка ее с Волынцевым и m-lle Boncourt в саду Дарьи
Михайловны Ласунской (матери героини). Из непродолжительного разговора
мы узнаем, что основными занятиями Натальи, как и ее ровесниц из
дворянских семей, являются прогулки, вышивка по канве, чтение: автор
отмечает; что она читала не только исторические книги и назидательные
сочинения, но и — тайно от матери и гувернантки — Пушкина. Кроме
того, Наталья увлекалась лошадьми и, по словам автора, “училась
прилежно, читала и работала охотно”.
С первых строк заметна симпатия автора к Наталье. Рисуя ее портрет,
он говорит, что “с первого взгляда (Наталья) могла не понравиться.
Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного
сутуловато. Но черты лица ее были красивы и правильны, хотя слишком
велики для семнадцатилетней девушки”. Описывая внешность Натальи,
автор делает акцент на выражении ее лица, которое почти всегда отражало
“внутреннюю работу мыслей”: “она чувствовала глубоко и сильно, но
тайно; она в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко,
и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало”.
Дарья Михайловна, мать Натальи, считала свою дочь “добронравной,
благоразумной девушкой”, “называла ее в шутку: моя дочь — порядочный
человек, но не была слишком высокого мнения о ее умственных способностях”,
отмечала ее холодность и скрытность.
Однако сам Тургенев неоднократно отмечает, что его героиня вовсе
не юная, неопытная девушка, и уж тем более не “холодная”, непреступная
дворяночка. Данная мысль подтверждается после встречи Натальи и
Рудина. Как и на многих других, красноречивый Рудин произвел на
Наталью огромное впечатление, но ее чувства далеки от простого любопытства
и слепого восхищения. Она увидела в Рудине человека с богатой душой
и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную
пользу поступки. Именно в этом (то есть в способности к полезной
деятельности) она и убеждала его во время многочисленных разговоров,
чем, сама того не зная, лелеяла самолюбие Рудина, возвышая его в
его же собственных глазах.
Странно относится к Наталье главный герой романа — Рудин, и она
замечает: “он обращается со мной, как с девочкой”. Но Тургенев говорит
устами Лежнева в его беседе с Александрой Павловной: “Наталья —
не ребенок; она, поверьте, чаще и глубже размышляет, чем мы с вами.
И надобно же, чтобы эдакая честная, страстная и горячая натура наткнулась
на такого актера, на такую кокетку!”. Последняя реплика целиком
и полностью относится к Рудину, и мы понимаем, что для Тургенева
представления о полноценной личности связываются отнюдь не с главным
героем.
Лежнев одним из первых понял суть красивой словесной игры Рудина
и понял, насколько опасна эта игра для Натальи, которая все принимает
за чистую монету и, мало того, влюбляется в этого “холодного” юношу,
который “прикидывается пламенным”. Лежнев нисколько не ошибался
тогда, когда утверждал это: Рудин не любил и не отдавал отчета своим
словам, ловко играя ими, но Наталья об этом догадалась не сразу,
и подобное открытие стало для нее большим ударом.
Как слабовольный и неуверенный человек повел себя герой в ситуации,
которая требовала от него мгновенного и решительного поступка. Он
посоветовал Наталье покориться судьбе и воле матери тогда, когда
сама Наталья ставила на кон свою жизнь, благополучие и готова была
на все, только бы быть с любимым человеком. Как прекрасна Наталья
в своем естественном порыве при последней встрече с Рудиным, и как
низок и жалок сам Рудин, даже не сделавший попытки изменить что-либо
или хотя бы дать надежду.
Даже будучи в расстроенном состоянии, Наталья находит в себе силы
сказать Рудину замечательные слова: “...я до сих пор вам верила,
каждому вашему слову верила... Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши
слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что люблю
вас, я знала, что значит это слово; я на все была готова... Теперь
мне остается благодарить вас за урок и проститься”.
В нескольких строках выражена боль разочарования, печаль и смирение,
которые довелось пережить многим героиням произведений русской литературы
(в первую очередь вспоминается пушкинская Татьяна Ларина), но тургеневским
девушкам — в особенности.
Следует сказать, что в большинстве тургеневских произведений героини,
даже если они выполняют значительную сюжетообразующую функцию, присутствуют
только для того, чтобы “оттенить” фигуру главного героя, испытать
его любовью, проверить на сильные чувства. Так и в романе “Рудин”:
Наталья важна для Тургенева не столько сама по себе, сколько как
девушка, способная оказать влияние на главного героя — Дмитрия Рудина.
И в этом смысле Наталья Ласунская играет очень важную роль — она
проверяет Рудина на умение любить, помогает проявиться его сущности,
раскрыться его характеру, проясняет (для себя, а потом — и для читателя)
его жизненную позицию.
К сожалению, встреча Натальи и Рудина не приносит им счастья, любовь
Натальи оказывается сильнее тех чувств, которые испытывает к ней
Дмитрий, но она оказывается более волевой и цельной натурой, уверенной
в себе, в своих словах, в своих действиях. Она кажется нам и автору
прекрасной потому, что и оставляет неизгладимое впечатление в памяти,
вызывая чувство уважения и сочувствия.