Сочинение
10 класс. Мое любимое стихотворение
А. А. Фета
Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820— 1892) отличалось оригинальностью
и смелым полетом фантазии. Будучи от природы довольно мрачным человеком,
рациональным в делах, консервативным в убеждениях, Фет предстает
перед нами как поэт, воспевающий красоту природы и человеческих
чувств. Многие критики часто замечали, что стихи Фета не так уж
и просты, как могут показаться на первый взгляд. Но для того чтобы
понять творчество Афанасия Афанасьевича, его необходимо научиться
воспринимать.
Моим самым любимым стихотворением является “Я пришел к тебе с приветом...”.
Этот поэтический шедевр с самого юношества ассоциируется с красотой
фетовских творений.
Стихотворение было впервые напечатано в журнале “Отечественные записки”
в 1843 г., в седьмом номере. Основная тема стихотворения — любовь.
И пусть сама тема стара и избита, произведение отличается новизной
и свежестью. А уж о необычайности приемов написания поэтических
текстов свидетельствовали многие современники Фета.
Само начало стихотворения уже необычно хотя бы потому, что поэты
того времени придерживались пушкинской традиции стихосложения, которая
требовала предельной точности в словах и сочетаниях слов. Строка
из текста:
Я пришел к тебе с приветом, рассказать...
является неточной и даже не совсем
“правильной”. Критики того времени видели в Фете дерзкого и смелого
поэта. Фет знал о неточностях своих поэтических слов, о приближенности
их к живой, оттого более яркой и выразительной речи. Поэт свои сочинения
в шутку называл стихами “в растрепанном виде”.
Не совсем правильные и как бы неряшливые выражения фетовских стихов
создают причудливые, необыкновенно новые образы. Уже первые слова
стихотворения “Я пришел к тебе с приветом...”, такие вроде бы случайные
и нелепые, создают органичную естественность живой речи. Ощущение
импровизации делает начало поэтического текста еще более легким
и доступным. Момент импровизации можно заметить и в последних словах
стихотворения:
...не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет.
Читая это стихотворение Фета, мне
иногда кажется, что слово обладает у Афанасия Афанасьевича каким-то
особым свойством, что при всей его широте, зыбкости рождает в мыслях
разнообразные ассоциации. Это можно сравнить лишь с музыкальным
образом.
В зачине фетовского стихотворения некоторые слова звучат особо ярко.
В первой строфе это: “привет”, “солнце”, “свет”, “трепет листьев”.
Их эмоциональный смысл близок друг к другу. По вызываемым ассоциациям
они говорят о сильных чувствах — радости, счастье, любви. Напоминая
музыкальный аккорд, постепенно увеличивающий свое звучание, воспринимается
стройность в звуковом и словесном ряду. Важное достоинство любого
поэтического текста — его цельность. Здесь она проявляется с удивительной
живостью. В стихотворении “Я пришел к тебе с приветом..” замечается
и стройность предметов, и стройность тона В одном движении находятся
предметы внешнего мира и чувства героя.
Многочисленные повторы в стихотворении также способствуют цельности
композиции произведения. Повторы как бы скрепляют слова в данном
стихотворении. Повторами достигается стройное, целостное движение
звуков и слов. Это называется художественным воздействием на читателя.
Например, глагол “рассказать” — главное слово-скрепа в стихотворении,
придающее тексту единое ощущение целостности. Заметно это слово
во втором стихе первой строфы и в первом стихе всех последующих
строф: “Рассказать, что с той же страстью”, “Рассказать, что отовсюду...”.
В тексте можно и еще найти слова-повторы: “Лес проснулся” — “весь
проснулся”, “веткой каждой — каждой птицей”.
Хочется отметить и тот факт, что все рифмы в стихотворении женские.
Это окончание безударным слогом придает протяжность и музыкальность.
Большое внимание в своих поэтических произведениях Фет придавал
концовке. Здесь можно отметить, что лирический сюжет завершается
песней — высшей точкой радости. У песни и слов-то еще нет, а она
уже рвется наружу.
В заключение мне хотелось бы заметить, что произведения Фета пользуются
огромной популярностью на протяжении вот уже целого столетия. Его
стихи похожи на песни, а песни существовали всегда и шли из самого
сердца, затрагивая душу слушателя!