Сочинение
10 класс. Письменный анализ сказки (по сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Дикий помещик»)
Сказка — один из эпических жанров литературы, для которого характерен
глубокий подтекст. Именно поэтому к данному жанру обратился Салтыков-Щедрин.
Его сказки — это отдельный, самостоятельный этап его творчества,
в котором уложилось все то, что писатель накапливал на протяжении
четырех десятилетий своего творческого пути. Сам он адресует свои
сказки “детям изрядного возраста”, то есть взрослым людям. И к ним
автор обращается довольно сурово, умно, высмеивая людские недостатки
и пороки.
Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Поднимая в них самые
злободневные вопросы русской действительности, писатель выступает
защитником народа и обличителем господствующего класса. В сказках
Салтыкова действительно есть некоторые заимствования из народных
сказок. Это и волшебные превращения, и свободная форма изложения,
и главные герои — представители животного мира.
Щедринская сказка, конечно же, совершенно особенная вариация сказочной
формы. Писатель впервые наполнил ее острым общественным смыслом,
заставил ее раскрывать драмы и комедии человеческой жизни. Мастер
эзопова языка, в сказках, написанных в основном в годы жесточайшей
цензуры, Щедрин использует прием иносказания. Под видом животных
и птиц им изображаются представители различных классов и социальных
групп. Причем автор зло высмеивает не только всесильных господ,
но и простых работяг с их рабской психологией. Салтыков-Щедрин беспощадно
критикует терпение и безответность простого русского народа.
Хочется остановиться на сказке “Дикий помещик”, которая написана
весьма саркастично и остро- умно. В ней противопоставлены представители
различных социальных слоев — народ и дворяне. С едкой иронией автор
пишет: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик,
жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян,
и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал
газету “Весть” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”. Разумеется,
помещик этот ничего делать не умел и мечтал только о том, чтобы
избавиться от “холопьего духа”.
Однажды Бог внял его молитвам, и, наконец, мужицкий мир исчез. И
остался “российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев один. Обращает
на себя внимание необычная фамилия. Подобные “многоэтажные” фамилии
с тюркским звучанием были принадлежностью древних, высших аристократических
родов, но под пером Щедрина она приобретает нелепое и весьма смешное
звучание.
Остался помещик один. Первоначально он является нам в облике “твердого
душой” непоколебимого крепостника, убежденного в природном, естественном
превосходстве высших кругов над простыми, обыкновенными людьми,
которые раздражают его даже своим присутствием.
Но постепенно он одичал: “...весь он, с головы да ног, оброс волосами,
словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные... ходил
же все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить
членораздельные звуки... Но хвоста еще не приобрел”. Намек вполне
ясен — трудом крестьян живут баре, и поэтому у них всего много:
и хлеба, и мяса, и фруктов. И оказывается, что в глубине якобы благородной
личности — даже не дикарь, а примитивное животное. На человека “князь”
похож только до тех пор, пока его кормит, умывает и подает чистую
одежду, словом, держит в людском образе Сенька — собирательный образ
крестьянина.
Но без “холопов” страдает не только помещик. Туго приходится и городу
(прекратился подвоз продуктов из имения) и даже государству (некому
стало платить налоги). Автор убежден в том, что создатель основных
материальных и духовных ценностей — народ, именно он — поилец и
кормилец, опора государства. Но в то же время Щедрин искренне сетует
на то, что народ слишком уж терпелив, забит и темен. Он намекает,
что господствующие силы, стоящие над народом, хотя и жестокие, но
не такие уж всесильные, и при желании их можно победить.