Сочинение
10 класс. Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману
Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание").
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним
из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы
и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце
60-х гг. XIX в. и отразил безысходность в жизни многих людей, вскрыл
нравственные пороки общества, вызвав ожесточенные споры, которые
продолжаются и по сей день. Произведение увидело свет в годы глубочайших
общественных противоречий, вызванных незавершенностью либеральных
реформ, резкой ломкой старого образа жизни, падением нравственности
и морали.
Главный герой романа — Родион Раскольников — бедный студент Петербургского
университета. В уме Раскольникова рождается идея деления людей на
“обыкновенных” и “необыкновенных”. “Необыкновенные” люди, считает
Раскольников, — это великие личности, творцы истории, которые не
останавливаются ни перед чем ради идеи. Достоевский оказывается
пророком, так как теория Раскольникова во многом перекликается с
теорией богочеловека Ницше, возникшей уже на рубеже столетий. Следовательно,
мы уже не имеем права назвать Раскольникова психически больным человеком,
и идея его не случайна, а закономерна и соответствует веяниям времени.
Достоевский говорит о том, что подобного рода идеи могут родиться
только в “нездоровом” обществе. В романе сама среда, образ жизни
людей становятся причиной рождения этой ужасной теории. Петербург
сравнивается Достоевским с домом без форточек: все погрязли в разврате,
пошлости, среда неумолимо затягивает людей, делает их либо бесчеловечно
жестокими, либо совершенно бессильными, в любой момент готовыми
совершить самоубийство.
Одержимый страшной идеей, Раскольников решает проверить свою теорию
на самом себе, для чего и замышляет убийство старухи-процентщицы.
Однако Раскольников не учитывает тот факт, что у каждого человека
есть душа, нравственный стержень, моральные устои, которые в любой
момент могут “восстать” против рассудочных выводов и решений. В
начале романа “живую”, искреннюю, сопротивляющуюся злу душу Раскольникова
подавляет холодный, одержимый идеей разум, но в конце его духовное
начало снова “одерживает победу”.
Переступив черту, герой восстает против себя. Совершив преступление,
он нарушает связь между собой и окружающими людьми. Ему кажется,
что все его подозревают, пытаются вывести его на “чистую воду”.
Раскольников стремится быть добрее, откровеннее с людьми, но последние
его не понимают, тем самым отталкивая его. Внутри Раскольникова
бушует борьба между разумом и сердцем, порождающая своеобразную
душевную болезнь.
Рассказывая о терзаниях Родиона Раскольникова, Достоевский излагает
читателям свою концепцию “почвенничества”, развивает “христианскую”
идею, согласно которой каждый человек должен жить по велению своей
души. Только двадцать процентов в человеке разума, остальное — душа,
считает писатель. Ни в коем случае нельзя вступать в конфликт с
самим собой, переступать черту нравственности. Достоевский считает,
что нужно жить по вечным христианским законам, веря в Бога, соблюдая
заповеди.
Эти идеи Достоевский воплотил в героине своего романа — Сонечке
Мармеладовой. Именно вера помогает девушке выжить в ужасных условиях.
Жертвуя собой, она спасает от голодной смерти свою семью, идет на
панель, забыв о стыде. По-моему, Сонечка — это идеальная героиня
романа, воплотившая в себе любовь ко всему человечеству, она — символ
величайшего страдания, глубочайшей веры и истинной непорочности.
Раскольников ищет в Сонечке союзницу по преступлению, а она в нем
— союзника по наказанию. Только Сонечка по-настоящему понимает Раскольникова,
помогает ему разобраться в себе и в окружающих, только ей он рассказывает
о своем страшном поступке. Можно даже сказать, что именно Сонечка
спасает Раскольникова, убедив его признаться в содеянном. Ведь юридическое
наказание — это только формальность. Гораздо глубже и сильнее душевные
муки человека, совершившего преступление. В этом-то и состоит трагедия
Раскольникова, его наказание.
Несмотря на всю тягостность и мрачность повествования, роман заканчивается
достаточно оптимистично. На каторге начинается духовное возрождение
Раскольникова. Он признает порочность своей идеи, перед ним открывается
дорога в светлое будущее. Раскольников вновь обретает смысл жизни.
Роман Достоевского “Преступление и наказание” показывает нравственные
и психологические искания героев, доказывает актуальность и жизненность
христианских норм. Роман говорит о необходимости полноценной нравственной
жизни. Глубокий психологизм и философская направленность произведения
делают его необыкновенно актуальным в наше “смутное” время, указывая
путь к возрождению духовных традиций общества.