Сочинение
по картине Левитана "Вечерний звон"

1 вариант
«Вечерний звон» был написан Исааком Левитаном в 1892 году. Сегодня
это полотно является достоянием Государственной Третьяковской галереи.
О создании этой
картины Левитан впервые задумался, когда жил под Звенигородом и
любовался там прекрасным Саввино-Сторожевским монастырём. Позднее,
путешествуя в поисках вдохновения, художник побывал в окрестностях
Юрьевца и увидел там Кривозерский монастырь. Он тоже немало впечатлил
Левитана. Таким образом, можно считать, что на создание «Вечернего
звона» его вдохновили оба монастыря.
«Вечерний звон»
Левитана наполнен покоем и умиротворением. На этой картине автор
изобразил летний вечер - тот час, когда вечерний звон с колоколен
монастыря созывает верующих на молитву.
К широкой и спокойной реке ведёт
узкая тропинка. У берега: небольшой причал и две лодочки. В одной
из них сидит человек. В реке отражаются деревья, растущие вдоль
берега, монастырь и летнее небо. Какое удовольствие любоваться этой
красотой! Монастырский храм утопает в зелени. От ворот обители к
реке ведёт широкая дорога. У самой кромки воды мы видим фигуры двух
монахов. По водной глади к монастырю приближается лодка с паломниками.
Глядя на этот пейзаж, можно услышать
вечерний звон колоколов, почувствовать, как пахнет воздух летним
вечером. Удивительно, как мастерски Левитан выбрал оттенки, чтобы
изобразить облака, плывущие по небу! Кажется, что даже не глядя
на весь пейзаж, можно было бы по одному только цвету облаков понять,
что на картине изображён летний вечер.
Этим пейзажем можно
любоваться бесконечно. В нём есть то, чего так не хватает современному
человеку – поразительная безмятежность, покой, гармоничное слияние
человеческой духовности и природы.
2 вариант
Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
родился в небольшом литовском городке Кибартай в семье мелкого служащего.
Через несколько лет семья перебралась в Москву — отец надеялся,
что его дети получат достойное образование.
Будущий художник поступил в Московское училище живописи, ваяния
и зодчества в 13-летнем возрасте. Его учителями были известные живописцы
— А.К. Саврасов и В.Д. Поленов, которые быстро отметили дарование
юноши. Однако период учёбы был омрачён сначала смертью матери, затем
болезнью и смертью отца, необходимостью постоянно искать заработка,
чтобы поддерживать полуголодное существование. Хотя Левитан учился
очень хорошо, ему даже не выдали диплом художника — вероятно, из-
за еврейского происхождения. Вместо этого молодой человек получил
диплом учителя чистописания.
Первой значительной работой, принёсшей автору известность, стала
картина «Тихая обитель», написанная в 1890 г. Эта картина, которая
впервые была представлена зрителям на передвижной выставке 1891
г., сразу привлекла взоры и сердца и простых обывателей, и ценителей
искусства. Художник А. Н. Бенуа, современник Левитана, так охарактеризовал
первое впечатление от «Тихой обители»: «Казалось, точно сняли ставни
с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха
хлынула в спёртое выставочное зало... »
Интересно, что мотивы и история создания «Тихой обители» во многом
перекликаются с «Вечерним звоном», написанным чуть позже, в 1892
г. Как и «Тихая обитель», «Вечерний звон» отнюдь не является «портретом»
конкретной местности. Это художественная фантазия, навеянная образами
двух монастырей: Саввино-Сторожёвского под Звенигородом и Кривозерского
(иначе Кривоезерского или Кривоозерского) близ Юрьевца на Волге.
Впервые замысел картины появился у художника под впечатлением заката
над Саввино-Сторожёвским монастырём. Когда же Левитан увидел Кривозерский
монастырь под Юрьевцем, этот замысел, до того неосуществлённый,
снова пробудился и воплотился даже не в одной, а в двух картинах.
Кривозерский монастырь до наших дней не сохранился. После 1917 г.
Он, как и множество других монастырей был закрыт, а в 50-х гг. XX
в. попал в зону затопления Горьковского водохранилища. Закрывался
и Саввино-Сторожёвский монастырь, но ему повезло больше: в начале
90-х гг. он был возрождён и ныне является действующим.
На картине Левитана «Вечерний звон» изображён пейзаж, который довольно
типичен для среднерусской полосы. Изображение «схвачено» взглядом
с одного из берегов реки — поросшего травой клочка земли в передней
части картины. Основное изображение — роща в жёлто-зелёном осеннем
уборе и монастырь — предстают вдали сказочным видением. И если в
«Тихой обители» два берега соединены мостиком, пусть стареньким
и шатким, то в «Вечернем звоне» связующей «нитью» между берегами
могут служить лишь лодки. К берегу на первом плане картины примыкают
потемневшие деревянные мостки — может быть, их иногда используют
в качестве причала, может, стирают с них бельё в речке. Но у мостков
лодок нет — две лодки стоят просто у берега. В одной из этих лодок
сидит человек. Ещё одна лодка, полная народа, плывёт по реке.
На дальнем берегу прямо от кромки воды по склону идёт широкая проторённая
дорога — к белым воротам в виде трёх соединённых между собой арок.
На берегу, у самой воды, чернеют две крошечные фигурки — скорее
всего, это монахи.
Справа от ворот — белый пятиглавый храм с зелёными куполами и скатами
крыши. Сохранившиеся фотографии Кривозерского монастыря позволяют
сделать вывод, что он и явился прототипом этого храма на картине
Левитана.
Слева от ворот, среди золотого пламени осенних деревьев, изображён
одноглавый храм с колокольней. Белоснежная колокольня возвышается
над приземистой церковью с маленьким куполом. Стены церкви также
белые, только крыша зелёная, как и у другого храма на картине. У
этой церкви, образ которой навеян обликом Саввино-Сторожёвской обители,
золочёный купол. Такой же купол и у её колокольни.
Значительную часть картины занимают изображения неба и воды. Раскинувшееся
над пейзажем розовато-сиреневатое закатное небо в облаках занимает
больше трети картины. Река по диагонали рассекает сушу, плавно обегает
изрезанную линию берегов. В «зеркале» реки смутно отражаются и прибрежные
заросли, и очертания храмов.
Художник не просто запечатлел образы двух монастырей на фоне незатейливого
пейзажа — он сумел вложить в картину и удивительное ощущение мира
и покоя, и даже неуловимый отзвук незримых колоколов...
Левитан использовал для своей картины название другого художественного
произведения: «Вечерний звон» — это название известной песни на
стихи И.И. Козлова и музыку А.А. Алябьева, написанной в 1827-1828
гг. Текст же, в свою очередь, является вольным переводом с английского
языка стихотворения ирландского поэта Томаса Мура «Those evening
Bells».
Не случайно, по-видимому, искусствовед А.А. Фёдоров-Давыдов назвал
«Вечерний звон» Левитана одной из «наиболее «литературных» и философских»
картин художника...