|
||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||
|
Сочинения и вопросы по литературе
Сочинение 8 класс. Природа в понимании Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") 1 вариант сочинения М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма «Мцыри» является одной из вершин художественного наследия поэта. В основу поэмы положен реальный факт. Мцыри мог стать одной из жертв кавказской войны, но автор изобразил этот факт как поэт-романтик, создав особенного героя. Мцыри не принимает общественных отношений, угнетающих его внутреннее чувство. Герой живет, руководствуясь естественными побуждениями: любовью к родине, родным, свободе, жаждой деятельности. Его душа наполнена чувством любви к окружающей природе, а сердце начинает сильнее биться «при виде солнца и полей», причудливых горных хребтов, деревьев, «шумящих свежею толпой». Кавказский пейзаж Лермонтов вводит в свою поэму не случайно. Он также является средством раскрытия образа героя. Презирающий свое окружение и жизнь в заточении, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным темничным цветком, выросшим меж сырых плит и ждущим живительных лучей. Но печальная доля ожидает этот цветок за пределами темницы. Выросший в тюрьме, он не сможет существовать в саду и погибнет, обожженный огнем безжалостного дня. Подобно сонным цветам, тянущимся навстречу солнцу, распрямляется и поднимает голову Мцыри, вырвавшись из монастыря. Он радуется свободе, радуется буре, короткой, но живой дружбе «меж бурным сердцем и грозой», которую он ни за что не променял бы на долгую и скучную жизнь в стенах монастыря. Он восхищен радужным нарядом растений, хранящих «следы небесных слез», бегом облаков, подобных белому каравану «залетных птиц из дальних стран». Дитя природы, он припадает к земле и узнает тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Его слух улавливает все голоса природы, ведущие речь «о тайнах неба и земли». Ему понятен спор потока с камнями, думы мечтающих о встрече скал, навсегда разъединенных этим потоком. Он замечает и блеск змеиной чешуи, и отливы серебра на шерсти барса. И ему кажется, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. А первая встреченная им девушка связывается в его сознании с песнью рыбки, пробуждая наивное полудетское чувство любви. Мцыри, «как зверь степной», чувствует себя чужим среди людей. Даже сбившись с пути, окруженный вечным лесом, он все же не желает людской помощи. И схватка с барсом для Мцыри — это встреча с дикой природой. Он вступает в борьбу как первобытный человек, чувствуя дикую злобу, подобно пустынному зверю. Герой сплетается со своим противником, как будто и сам рожден «в семействе барсов и волков». И в предсмертном бреду он чувствует себя лежащим на дне речки. Он видит пестрые стада рыбок, которые весело играют в лучах солнца, сияющих «сквозь хрусталь волны». Умирая, Мцыри просит положить его в саду меж двух акаций, в густой траве, чтобы он смог в последний раз насладиться прозрачным золотом листьев, душистой свежестью воздуха и заснуть с мыслью о милой стране. М. Ю. Лермонтов за свою творческую жизнь внес неоценимый вклад в развитие русской романтической поэмы, создал величайшие лирические шедевры, одним из которых, несомненно, и является его поэма «Мцыри». 2 вариант сочинения Ни для кого не секрет, что человек находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Его здоровье, настроение, жизненные приоритеты во многом зависят от природы. Когда читаешь поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», становится понятно, что ее главный герой — настоящее дитя природы. Волей случая заброшенный в монастырь, он томится в его стенах, не видя и не слыша ничего, кроме «келий душных и молитв», звона колоколов и постылой однообразной жизни. Мцыри презирает монахов, трепещущих перед силами природы, и не разделяет их страха. Ветер, дождь, молнии для него — провозвестники свободы: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. Всего лишь три дня, но лучших дня в его жизни, проводит юноша за пределами своего тоскливого приюта. Его взору открываются заснеженные вершины, быстрые и шумные горные потоки, голубое небо с неторопливыми облаками, леса и «груды темных скал» — все то, о чем он так часто мечтал в неволе: ...что видел я На воле? — Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Д ерев, разросшихся кругом... Мцыри ощущает единение с окружающим миром, он стремится полностью раствориться в нем. Именно среди бескрайних просторов в молодом горце пробуждаются воспоминания детства, проявляются утраченные в монастыре качества — сила, ловкость, смелость, мужество, умение искренне сопереживать и самозабвенно любить. Ему хочется петь, совершать подвиги, бороться, быть счастливым. Вернувшись в монастырь, Мцыри понимает, что для него нет на свете ничего дороже, чем «седой, незыблемый Кавказ». В свой предсмертный час он жалеет лишь о том, что его прах «не будет тлеть в земле родной». Природа для Мцыри — это он сам, его стремления и порывы. Это родная земля, где он родился и провел детство. Это — символ свободы и любви. |
|
||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||