Сочинение.
Проблема деградации личности в рассказах А.П. Чехова "Анна
на шее" и "Ионыч"

Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в самом начале 80-х
годов XIX века. Эта эпоха была бедна крупными историческими событиями
и даже стала называться “застойными временами”. Поэтому в творчестве
писателя отразились и разочарование в спасении и обновлении России,
и переосмысление системы духовных ценностей. Вся художественная
деятельность Чехова — призыв к духовному освобождению и раскрепощению
человека. Голос внутренней свободы, а не попытка найти истину звучит
практически в каждом его произведении. Писатель пишет просто и ясно,
совсем не так, как Достоевский и Толстой. Эта оригинальная особенность
отразилась не только на языке рассказов и повестей, но и на сюжете
его произведений. У Чехова они, как правило, развертываются спокойно,
плавно и четко. В его прозе нет внешнего конфликта между героями,
энергичной и ожесточенной борьбы или рокового стечения обстоятельств.
Мастерство Чехова — это искусство больших обобщений в малой форме.
Он показывает жизнь не в полном варианте, как Гончаров или Тургенев,
а в миниатюре, учитывая все штрихи и детали. Юмор, особенно в изображении
характеров людей, — одна из ведущих особенностей чеховского стиля.
Он высмеивает тупость, бескультурье, пошлость, обывательщину, карьеризм,
сочувствует “маленьким людям” и т.д.
С конца 80-х годов начинается второй период творчества А. П. Чехова,
отмеченный значительным углублением проблематики его произведений
(появляются такие темы, как “футлярная” жизнь интеллигенции, проблемы
общественного значения, прозревающие и деградирующие герои). В этих
“серьезных эпизодах” юмор, который присутствовал в ранних произведениях,
сохранился, только приобрел другие оттенки, соединяясь с новыми
темами. Здесь писатель критически изображает общественную пассивность,
пошлость, равнодушие, отсутствие общественных запросов в среде интеллигенции
и т.д. Герои большинства этих произведений относятся к среднему
социальному слою. Это врачи, учителя, студенты, чиновники и меньше
— помещики. Но Чехова теперь больше интересуют человеческие качества
персонажей, чем их социальная принадлежность. Автор не концентрирует
особого внимания на конфликте героя с обществом, представляя его
частью этой среды. Чехов исследовал внутренний мир человека, влияние
быта и обстоятельств на сознание и психологию обывателя. Именно
в этот период творчества появляются такие известные рассказы, как
“Анна на шее”, “Маленькая трилогия” (“Человек в футляре”, “Крыжовник”,
“О любви”), “Учитель словесности”, “Скучная история”, “Дом с мезонином”,
“Дама с собачкой”, “Палата №6”, “Ионыч” и многие, многие другие.
Аня — главная героиня рассказа “Анна на шее”. Это вовсе не бездействующий
человек, которому ни до чего нет дела. Напротив, она активно участвует
и жизни общества, наслаждаясь удовольствиями и развлечениями света.
В начале рассказа эта молоденькая девушка выходит замуж за богатого
старика Модеста Алексеича, чтобы помочь нуждающимся и голодным братьям.
Этот эпизод даже вызывает сочувствие, потому что перед нами типичный
“неравный” брак. Аня измучилась, вынужденная “ухаживать за пьяным
отцом, штопать братьям чулки и ходить на рынок”. Ради своих родных
она готова на все, даже стать женой грубого, пошлого и ненавистного
ей Модеста Алексеича. Но изменится ли ее жизнь? У скаредного мужа
ей еще труднее, чем дома, где было весело и она чувствовала себя
свободной. Да и семье помогать оказалось невозможно. Теперь Аня
была богата: муж дарил ей “кольца, браслеты, броши”, тогда как недавно
она стыдилась своей “дешевой шляпки и дырочек на ботинках, замазанных
чернилами”. И вот героиня первый раз появляется в высшем свете.
Этот эпизод является кульминационным, переломным моментом в структуре
рассказа, в котором можно выделить две основные части: замужество
главной героини я жизнь л светском обществе. На балу Аня из “забитой”,
робкой девушки преображается в даму, “гордую и самоуверенную”: “И
в первый раз в жизни она чувствовала себя богатой и свободной. Даже
присутствие мужа не стесняло ее...”. Понравившись начальнику мужа,
Аня приобрела власть над Модестом Алексеичем. Она, так боявшаяся
даже звука его шагов, теперь отчетливо выговаривает ему в лицо:
“Подите прочь, болван!”. Теперь она живет как хочет, в роскоши,
в ней появляются уверенность в себе и самодовольство. Да, действительно,
Аня весело смеется, флиртуя с влиятельными лицами, она взяла верх
над мужем, но эта победа ей далась очень дорогой ценой — ценой потери
собственной души. Это отчетливо видно в финале рассказа, когда героиня,
катаясь на лошадях, не замечает родного отца и братьев. Этой сценой
автор завершает повествование. Процесс духовной деградации, По мысли
автора, предотвратить невозможно. Аню поглотило светское общество,
она потеряла способность искренне чувствовать, любить. “Анна на
шее” — это история оскудения человеческой души, потери духовных
качеств, являющихся главным богатством человека.
Важным для Чехова является способность остановиться, оглянуться,
прервать череду повторяющихся событий, открыть себя для восприятия
духовного мира. Именно в этой способности залог победы над пошлостью,
но этого не понимала героиня рассказа.
Рассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа “Ионыч”, Дмитрия
Ионыча Старцева. Можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора
Старцева, в раскрытии содержания которых Чехов лаконично демонстрирует
постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления,
потерю активности, живой человеческой реакции.
На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный
земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского
города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон
сил, энергии (“... Пройдя девять верст и потом ложась спать, он
не чувствовал ни малейшей усталости”), увлечен работой настолько,
что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют
литература, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей.
Доктор Старцев знакомится с семьей Туркиных, “самой образованной
и талантливой” в городе. Уклад их дома наталкивает на мысль о том,
что даже жизнь семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те
же шутки, развлечения, занятия), заурядна, типична.
И это — лучшая семья в городе. А если лучшие люди таковы, то каковы
же остальные? Здесь Чехов точно подмечает явление обывательщины
на примере одной семьи. Вот в эту жизнь окунается молодой врач Старцев.
Он пытается бороться с ней, влюблен в Котика, полон надежд и т.
п.
Но на втором этапе Дмитрий Ионыч, сделав неудачное предложение Котику
и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам,
он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего
предпринять; тем самым Старцев прячется в “футляр”, отгораживается
от всего мира.
Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Ездит
на паре лошадей. У него нет пока близких друзей, обыватели раздражают
его своими взглядами на жизнь все меньше и меньше. Главным развлечением
доктора, в которое “он втянулся незаметно, мало-помалу”, было по
вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.
Уже на третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его внимание
поглощает большая частная практика. Теперь он еще больше полнеет,
еще сильнее страдает одышкой: “Выезжал он уже не на паре лошадей,
а на тройке с бубенцами”.
Наконец, на четвертом этапе жизнь Дмитрия Старцева окончательно
опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение
и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием
вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов
и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность,
лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате
утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор
Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен...
Можно сделать вывод, что Старцев, все прекрасно понимая, ничего
не попытался изменить. В этом его винит и сам Чехов.
Показывая эволюцию Старцева от молодого врача, живого и эмоционального
человека, до ожиревшего пухлого Ионыча, который на своей тройке
с бубенцами кажется не человеком, а “языческим богом”, А. П. Чехов
разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя
рассказа тлетворное воздействие, и его самого.
На примере доктора Старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого
и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние
этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию
в себе положительных начал.
Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом — главные
приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость
и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей...
В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям
с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться
обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе
человеческое.