Сочинение.
"Равнодушие - это паралич души" (по рассказу А.П. Чехова
"Палата №6"

Никто до него не
умел так беспощадно,
но правдиво нарисовать людям позорную
и тоскливую картину их жизни в тусклом
хаосе мещанской обыденщины.
М. Горький
В 90-е годы
XIX века Антоном Павловичем Чеховым был написан один из самых значительных
рассказов — “Палата №6” — произведение, относящееся к позднему творчеству
писателя. В нем уже нет иронии и сарказма, характерных для раннего
периода; на первом плане теперь серьезные и глубокие проблемы русского
общества того времени.
“Палата №6” — рассказ, где и герои, и обстановка, и весь смысл очень
символичны. Действие происходит в убогом флигеле, огороженном “серым
больничным забором с гвоздями”, в комнате, “обезображенной железными
решетками”. Такое описание условий жизни подготавливает читателя
к пониманию той безвыходной ситуации, в которой оказывается главный
герой.
В центре рассказа — представитель интеллигенции доктор Рагин — “замечательный
человек в своем роде”. Замечателен он тем, что в силу своего ума
способен видеть зло и несправедливость мира, в котором живет, и
относится к этому безразлично. Его пассивность и равнодушие возмущают
автора, заставляют доктора на практике проверить свои принципы,
доказать свою правоту.
Антиподом Андрея Ефимыча, как ни странно, выступает сумасшедший
Иван Громов — представитель интеллигенции, страдающий манией преследования.
Живущий в “безнравственном учреждении, в высшей степени вредном
для здоровья”, он единственный бездушно и интуитивно выступает против
насилия и неправды. Честный и благородный Иван Дмитрич привлекает
Рагина своими суждениями о жизни, любви, будущем. Он говорит о себе:
“Я не мудрец и не философ”, но рассуждения его более чем верны.
Простые истины Громова опровергают всю ту “философию”, которой жил
доктор Андрей Ефимыч, указывают на его паразитическое существование.
Спор Ивана Дмитрича с доктором продолжается недолго. За спокойствие
и бездействие Рагин жестоко наказан; лишь в палате для умалишенных
наступает запоздавшее прозрение. Герой становится жертвой собственной
пассивности, но протест теперь бессмыслен, а восстановить справедливость
уже невозможно. Рагин умирает от нравственной и физической боли,
но смерть его, в отличие от всей жизни, обретает смысл. Она — пробуждение
героя от долгого и бесцельного существования, от равнодушия к волнению,
беспокойству и чужому страданию, от собственного пассивного отношения
к истине, добру и правде. Он наказан за “лень, факирство, сонную
дурь”, за то, что видел “всеобщее безумие, бездарность, тупость”
и принимал их.
Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу в то время, когда
все в жизни казалось сонным, равнодушным, мрачным и безнадежным.
Он стал творцом маленького рассказа, где ставил большие проблемы
современности, глубоко исследовал жизненные явления, обнажал причины
социального неустройства. Чехов с болью видел, что в условиях реакции
русская интеллигенция открыто шла на разрыв с идеалами прогресса
и демократии. До конца своей короткой жизни, зная, что смертельно
болен, А. П. Чехов учил доброму, чистому, вечному, учил оставаться
человеком в любой ситуации.