Сочинение.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина": восприятие, истолкование,
оценка

Тема
родины проходит через все творчество М. Ю. Лермонтова: от романтического
видения и одновременно горького обличения реального положения в
стране и стремления покинуть свою землю до откровенного признания
ей в любви, прозвучавшего в лирике поздних лет. В этой двойственности
и противоречивости проявляется особенность мировоззрения одного
из величайших русских поэтов.
В. Г. Белинский подчеркивал национальный
характер творчества М. Ю. Лермонтова: это “поэт русский, народный,
в высшем, благороднейшем значении этого слова”.
Любовь к родине — тема многих произведений
М. Лермонтова: “Жалобы турка”, “Поле Бородина”, “Бородино”, “Два
великана”. Но с особой художественной силой и полнотой она раскрывается
в стихотворении “Родина”, созданном поэтом в 1841 году, за несколько
месяцев до трагической гибели.
В этом произведении усиливается интерес
к народной России. Необъяснимость лермонтовской “странной любви”
к родине — “Не победит ее рассудок мой” — свидетельствует о новизне
самого подхода к теме. Включая привычные для эпохи обоснования чувства
родины (военная слава, “полный гордого доверия покой”, “темной старины
заветные преданья” для Лермонтова являются высокими понятиями),
поэт не отрицает, а полемизируя, занижает их значимость в новом
мироощущении, которое открывается его лирическому герою. Если в
стихотворении “Прощай, немытая Россия...”, написанном в том же году,
трогательная любовь поэта к родине оборачивается горьким обличением
ее современного состояния, то в “Родине” Лермонтов приближается
к народному осмыслению любви к ней.
Восхищение родиной подтверждает поэт не
только троекратным повтором слова “люблю”, но и картинами русской
природы, которая является предпосылкой подлинного чувства Лермонтова.
Сначала автор рисует образ России с ее огромными
просторами (дорога, пересекающая леса и степи) и величавыми картинами:
“лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее, подобные морям”,
затем постигает ее в трепетных подробностях.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Удивительно
точный выбор слова: не белые, а “белеющие”, как бы излучающие свет.
Именно после Лермонтова символом России стала “чета белеющих берез”.
“Дымок спаленной жнивы” — это еще одна примета родины, которую любит
поэт.
Он пытается проникнуть “в тайну довольства
народного”, тянется душой к крестьянской России, с “отрадой, многим
незнакомой”, наблюдает за жизнью простых людей.
“Родина” — одно из немногих реалистических
стихотворений поэта, в котором он отмечает неповторимые детали среднерусского
пейзажа. Здесь как бы продолжены слова и мысли А. С. Пушкина из
главы “Путешествие Онегина”:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.
“Враждующая”
сила природы, поэтически воссозданная Лермонтовым в ранней лирике,
дополняется стремлением проникнуть в тайну народного бытия, разгадать
высший смысл простой, органической жизни. Поэт здесь стоит у истоков
проблемы, волновавшей последующие поколения лириков.
В стихотворении “Родина”, по словам Н. А. Добролюбова, автор “становится
решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь
к отечеству истинно, свято и разумно”.
В этом лирическом произведении народ представлен
целостно, собирательно и выступает как объект размышления. Суммарная
формула “люблю отчизну я” как бы поглощает все единичные проявления
этой любви. И даже в самой конкретности заключена известная обобщенность:
“пляска с топаньем и свистом” при всей зримости образа — это все-таки
и пляска вообще, знак народной России.
Идея стихотворения отразилась и в его композиции.
В тексте можно выделить две структурные части, объединяющие “странную”
любовь автора к отчизне.
Язык этого реалистического произведения
сохраняет присущую ранним, романтическим стихотворениям Лермонтова
выразительность. Поэт не отказывается от широкого использования
красочных эпитетов, отражающих душевные переживания, от взволнованной
речи, насыщенной вопросительными и восклицательными предложениями.
Но автор применяет здесь меньше метафор, особенно развернутых. Его
стих становится проще, живее, достигает естественной непринужденности
разговорной речи. Отчизна для Лермонтова — в жизни народа, в его
простом бытии, в его горестях и радостях.
Раскрывая в своем понимании родины те черты,
которых уже коснулся А. С. Пушкин в романе “Евгений Онегин”, Лермонтов
подготавливал разработку этой темы у Н. А. Некрасова и разными ее
гранями уже предвосхищал творчество А. Блока, поэзию XX века.