Сочинение.
Романтический пафос ранних произведений
М. Горького
В ранний период своего творчества Горький вступил как романтик.
Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием действительности.
Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не
находил их в реальности. Молодой писатель отрицал безгеройность
окружающей его жизни. Серому, мещанскому существованию он противопоставил
яркий, экзотический мир своих рассказов. Действие в них происходит
в необычной обстановке, в окружении романтических стихий. В героях
произведений больше символического, чем типического.
Но романтический пафос не мешал Горькому искать ответы на мучительные
вопросы о смысле жизни и предназначении человека. Гордые герои рассказа
“Макар Чудра” утверждают как высшее начало в жизни и человеке любовь
к свободе. Лойко и Радда не хотят жертвовать волей даже ради друг
друга. Не желая становиться на колени перед возлюбленной, Зобар
убивает ее, а затем погибает сам. Восставая против власти обстоятельств,
измельчающих человеческую жизнь, Горький в рассказе “Макар Чудра”
слишком заострил идею свободы, что могло привести к оправданию произвола.
Почувствовав опасность своего идеала, писатель попытался определить
границы свободы, показать подлинный героический характер. Эта тема
поднимается в рассказе “Старуха Изергиль” В основе сюжета две легенды,
поведанные старухой Изергиль рассказчику, и повествование о самой
героине. В первой части Горький осуждает эгоизм и жестокость Ларры,
его гордыню и презрение к людям. Этот герой, протестуя против обыденности
жизни, забыл о нравственных законах и был наказан. Ларра красив,
силен и ловок, но в нем нет доброты и любви к людям, поэтому он
обречен на вечные скитания и одиночество. Ларре противопоставлен
Данко, самоотверженно жертвующий жизнью во имя своего народа. Он
отдает свое сердце, не ожидая признания и наград, отдает тем, кого
впоследствии испугает огонь этого сердца и кто наступит на него
ногой. Данко — это проявление высшей степени гуманистического идеала
писателя.
Особое место занимает в рассказе образ самой Изергиль. Она выносит
приговор Ларре и слагает гимн Данко. Она знала, что такое подвиг,
но не смогла прожить свою жизнь достойно. Ее незаурядные силы были
почти впустую растрачены. Героине остается только одно — опираясь
на свои ошибки, указать людям верный путь.
Та же проблема смысла жизни предстает перед нами и в двух других
романтических произведениях — “Песне о Соколе” и “Песне о Буревестнике”.
Противопоставляя Сокола и Ужа, Горький показывает величие и героизм
одного и ничтожество другого. По принципу антитезы построена и “Песня
о Буревестнике”. Только Буревестник, гордая, свободная птица, не
боится стихии. Глупый пингвин и гагары выглядят на его фоне беспомощными
и нелепыми. Однако в “Песнях” Горький вновь увлечен романтическим
максимализмом. Ведь Сокол и Буревестник презирают тех, ради кого
Данко отдал свою жизнь. Героические натуры, воплощенные в образах
птиц, самодостаточны. Они служат свободе, но не людям.
Противоречивость романтического идеала писателя и созданных им характеров
свидетельствует о сложности поднятой им проблемы, о трудности ответа
на вопрос, в чем же подлинный героизм. Но ближе всего к идеалу,
безусловно, Данко, так как он жил высокой идеей и мечтал о свободе
и счастье для всех людей.