Сочинение.
История любви, рассказанная А. Блоком
Я сидел у окна в
переполненном зале,
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
А. Блок
Сколько было
сказано слов о любви! Это состояние души воспевали и Гомер в своих
гимнах, и Данте в “Божественной комедии”... Да мало ли! Каждому
человеку дано любить, и всякий может понимать это чувство по-своему,
пропуская его через решето своих мыслей, сплетая с нитью своего
воображения или "соударяя" его с бильярдным шаром совести.
Можно говорить много слов о том, что любовь не изобразима на бумаге,
что перо не способно начертать формулу любви. Но только попади это
перо в руки поэта, — и о чудо! Перед нами страсть и страдание, горечь
и сомнение, одолевавшие человечество вчера, позавчера, целую вечность!
В литературный мир Блок вошел под сильным влиянием религиозно-философских
идей Владимира Сергеевича Соловьева, сына знаменитого историка.
Его считали своим учителем философы-идеалисты начала XX века и поэты
символистского круга. В “соловьевстве” Блока привлекают представления
об идеале (Мировой Душе) как о духовной сущности мира, о стремлении
к нему как воплощению Вечной Женственности и гармонии, о способности
Мировой Души однажды явиться в мир человеческий и преобразить его,
соединив Небо и Землю. Этому идеальному образу света Блок дал имя
“Прекрасная Дама”. Поэтому один из первых циклов стихотворений так
и был назван — “Стихи о Прекрасной Даме”. Написанные от имени лирического
героя, эти мысленные монологи представляют собой мечты о встрече
с прекрасной дамой своего сердца. Но в любовных переживаниях не
создается объективной картины мира, ибо, желая встречи, герой желает
постичь космос, мечтает о слиянии индивидуальной души с Мировой
Душой. Поэтому любовь — источник души поэта, стремление познать
сущность бытия; она бестелесна и платонична.
По нарастанию чувств этот цикл можно назвать лирическим романом,
где только два действующих лица: лирический герой и Прекрасная Дама.
Также можно четко выделить некоторые черты средневекового куртуазного
романа, ибо любовь не только светлое чувство, но и служение, ожидание
долгожданной встречи. Недаром все стихи полны предчувствия и ключевым
словом становится глагол “ждать”:
Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо, —
Все в облике одном предчувствую
Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Для поэта Она — и Древняя Дева, Заря, Купина, Вечная
жена и просто “ласковая, милая, вечно молодая”. Прекрасная Дама
появляется в природе, через природу, которая совершенна и тождественна
Ей, но облик Ее на протяжении цикла меняется: Она — носительница
полноты жизни, жизненных сил, но Она же и смерть, ибо путь к ней
— в разрыве с земным, а целомудрие — источник и условие настоящего
творчества. Возникает чувство невозможности соединения, долгожданная
встреча никогда не произойдет: “Ты свята, но я тебе не верю...”
Это закрывает все пути лирическому герою в поисках идеала, и он
вынужден поменять рыцарские доспехи на шутовской наряд.
Через четыре года после издания стихов Блок назовет “Стихи о Прекрасной
Даме” “закрытой книгой бытия”, “ранней утренней зарей — теми скалами
и туманами, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь”.
От “соловьевских” идей Блок приходит к идее единства бытия со всеми
его противоречиями: единством сказки и реальности, жизни и смерти,
вечного и преходящего, красоты и уродства, болезни и здоровья. Многоликость
и символизм этого единства рождает разнообразие стихов, входящих
в цикл “Город”. И здесь нашлось место светлому чувству. Но где же
на этот раз появляется Прекрасная Дама? В балладе “Незнакомка” нарисована
странная, натуралистическая картина: детский плач, женский визг,
пошловатые картины флирта, пыльный пейзаж и страшные лица пьяниц.
Да, именно здесь идет Она. В том, что это Прекрасная Дама, сомневаться
не приходится:
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Но лирический герой прогоняет идеал:
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Почему? Потому что так устроена жизнь: пошлое и
грязное сосуществует с возвышенным и святым. Незнакомка в Городе
и есть тот символ единства бытия. Чувство к Незнакомке — это любовь
к Прекрасной Даме, потопленная в болоте.
Но это не все. Страшный “Город” перерастает в “Страшный мир”. Лирический
герой этого цикла бредет во тьме, уже не испытывая никаких желаний;
он пережил все: и “его страсти безотрадной”, и “мрачные, порочные
услады”. Вот стихотворение “В ресторане”. Это своеобразный синтез
“Стихов о Прекрасной даме” и “Незнакомки”. Здесь рыцарское служение
и натуралистическая картина, надломленность чувств и тонкий сарказм.
Но как же все это прекрасно:
…Я послал тебе черную розу в бокале.
И хочется верить, что вот сейчас возлюбленная преобразится
и на бренную землю вернется Она:
И вздохнули духи, задремали ресницы.
Зашептались тревожно шелка...