Сочинение.
Поэтическое новаторство ранней лирики
В. Маяковского
Превыше крестов
и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел—тяжелоступ —
Здорово в веках, Владимир!
М. Цветаева
Впервые в литературу
Маяковский вошел с появлением манифеста “Пощечина общественному
вкусу”, в котором излагается программа футуристов. Маяковский не
просто входит в литературу, он врывается, вносит коренные изменения.
В манифесте говорится что футуристы — “лицо нашего времени”, предлагают
“сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих с парохода современности”.
Объявляют “непреодолимую ненависть к существующему до них языку”.
Требуют “увеличение словаря в его объеме произвольными и непроизвольными
словами”, сознавая тем самым “слово-новшество”.
Футуризм оказал большое влияние на раннее творчество В. Маяковского.
Как “слово-новшество” поэт, используя традиционные способы образования
слов, создает свои, новые формы: изъиздеваюсь, декабрый вечер, любеночек,
наслезненные глаза, дождь обрыдал и другие.
Коренное изменение внес Маяковский в технику русского стиха. Он
установил новые методы рифмовки, которые близки к ораторскому слову.
В своей статье “Как делать стихи?” Маяковский писал, что самое характерное
слово он ставит в конец строки и подбирает к нему рифму.
Маяковский нарушает так называемый силлабо-тонический стих, установленный
реформой В. Тредиаковского в начале ХVШ века, и создает тоническое
стихосложение, в котором длина стиха определяется количеством полноударных
слов.
Маяковский использует лестничное строение стиха, где каждое слово
— “ступенька” — имеет логическое ударение и содержит определенную
смысловую нагрузку.
Употребляя, на первый взгляд, обычные лексические единицы, иногда
с новыми формами образования, Маяковский сумел создать ошеломляющие
метафоры: “грудь ис-пешеходили”, то есть исходили взад и вперед,
вдоль и поперек. Часто ошеломляющая метафора разворачивается во
всю строфу:
Вот — я,
весь
боль и ушиб.
Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души.
Практически в каждом произведении Маяковского в
большом количестве содержатся метафоры — ошеломляющие, овеществляющие,
развернутые; различные сравнения — “На цепочке Папомона поведу,
как мопса” и другие, неологизмы, гиперболы, реже — прием контактного
повтора (“Слава, Слава, Слава героям!!!”)
В тематике всех ранних произведений В. Маяковского есть нечто общее:
человек большой любви, страсти, человек “для сердца” оказывается
ненужным, неуместным, осмеянным. В них — крик боли, отчаяния, проклятия
из-за лжи и подлости окружающего мира. Поэт в ожидании появления
настоящего человека: “Опять, тоскою к людям ведомый, иду...”. У
поэта “тоска к людям”, тяга к человеку; но вот, оглядываясь по сторонам,
он видит, что перед ним вместо человека — какое-то странное существо,
лишенное человеческого облика:
Два аршина безликого розоватого теста:
Хоть бы метка была в уголке вышита.
Нет лиц, нет людей — такова основная мысль многих
стихотворений раннего Маяковского.
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир...
Жирные, лоснящиеся существа составляют массу окружающих.
Если Блок в “Плясках смерти” писал: “Как тяжко мертвецу среди людей...”,
то о традиции молодого Маяковского можно сказать: как тяжело средь
мертвецов живому. Экстраверт Маяковский обращается к людям, но не
находит понимания. В этот период доля поэта — характерно обостренное
чувство одиночества, близкое к лермонтовскому или есенинскому. Только
если у Есенина — “я один... и разбитое зеркало” — это трагический
финал жизни, то у Маяковского “мостовая моей души изъезженной” —
трагическое начало. Есенин пришел к нам с естественной, природной
гармонией, но уходит ли с ней Маяковский? И с гармонией ли?
Все чаще в ранней лирике проступают тюремные очертания, обозначается
образ “жизнь — тюрьма”, возникают ассоциации, несущие мысль о несвободе:
бог, пойманный арканом в небе; городовые, распятые перекрестком.
В стихотворении “Ко всему” этот образ разрастается до огромных размеров:
... вся земля —
каторжник
с наполовину выбритой солнцем головой!
Жизнь в ранних стихотворениях Маяковского — несвободная,
закованная, перечеркнутая тюремной решеткой.
Полжизни прошло, теперь не вырвешься...
... я в плену.
Нет мне выкупа.
Оковала земля, окаянная.
Я бы всех в жбви моей выкупал,
да в дома облесен океан ее!
Жизнь заточена, “океан любви” обнесен в дома — такой
предстает действительность в ранней поэзии Маяковского.
Вместе с образом тюрьмы, “загона”, закованной земли развивается
в творчестве Маяковского другой образ, сначала трагически окрашенный,
— образ солнца.
Солнце у раннего Маяковского часто предстает в мрачном свете. Солнце
— мучитель, проливающий кровь людей; солнце, едва просочившись в
крохотную щелку, “как маленькая гноящаяся ранка”, тут же прячется,
тускнеет, побежденное мраком, теснотой. Солнце — “неб самодержец”,
жирных и рыжий, выезжающий “по тропам крыш”.
Раннему Маяковскому мерещились “косые скулы океана”, он мечтал о
необъятных просторах жизни. Образ океана, как и образ солнца в ранние
годы творчества, внутренне скован, несвободен. Как солнце заслонено
решеткой, так и океан зажат в тиски.
Любовь громадины, “сфинкса” Маяковского — грандиозная, великая:
Любовь мою,
Как апостол во время оно,
По тысячи тысяч разнесу дорог.
Поэт “прекрасно болен”, у него “пожар сердца”. В
поэме “Облако в штанах” любовь необходима, она прекрасна, даже если
приносит боль:
...сквозь жизнь я тащу
миллионы огромных чистых любовей
и миллион маленьких грязных любят.
Во “Флейте-позвоночнике” звучат ноты отчаяния; разрушение
направлено на самого себя: “Все равно я знаю, я скоро сдохну”.
В стихотворении “Ко всему” Маяковский, называя себя “величайшим
Дон-Кихотом” говорит:
Любовь!
Только в моем
воспаленном мозгу была ты!
Была... Любовь уходит. И в поэме “Война и мир” поэт
боится оступиться, потерять оставшееся:
Оступлюсь —
и последней любовишки кроха
навеки канет в дымный омут.
В поэме “Человек” Маяковский — в пламени любви.
... только
боль моя
острей —
стою огнем обвеет,
на несгорающем костре
немыслимой любви.
Костер несгорающий, но любовь немыслима, а боль
— все острей...
И Маяковский бросается в другую стихию. От темы любви переходит
к теме искусства,, поэта, его творчества.
В стихотворениях этой темы Маяковский говорит о необузданности,
свободе творческой фантазии. Заявляет, что он не такой, как все.
Его фантазия способна перевернуть мир:
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Герой бросает вызов: он — “бесценных слов мот и
транжир”. Поэт чист, но не защищен от грязи окружающих, которые
взгромоздились “на бабочку поэтиного сердца”.
В стихотворении “Эй” ясно видно, что фантазия поэта действительно
не знает границу:
Эй!
Человек,
землю саму
зови на вальс!
В стихотворении “Поэт-рабочий” Маяковский доказывает,
что работа поэта такая же, как и работа токаря, поэт — тоже “фабрика”,
деревообделочника — и голов людских обделываем дубы, рыбалка — “людей
живых ловить, а не рыб”, кузнеца — “мозги шлифуем рашпилем языка”.
И для Маяковского нет разницы между техником и поэтом. Они равны.
Сердца — такие ж моторы.
Душа — такой же хитрый двигатель.
Поэзия — главная, ведущая тема для молодого Маяковского.
Я хочу одной отравы —
пить и пить стихи.
Поэзия и жизнь поэта неразрывно связаны.
Видите —
гвоздями слов
прибит к бумаге я.
В поэме “Флейта-позвоночник” Маяковский оценивает
свое творчество как что-то высшее, нечеловеческое:
Забуду год, день, число.
Запрусь одинокий с листом бумаги я,
Творись, просветленных страданием слов
нечеловечья магия.
И вся поэзия раннего Маяковского — это фантастическая,
неземная, “нечеловечья магия”.